Вправо по карте или путешествие по Уралу
Путешествие по Уралу стало для нас вынужденным из-за ковидловых ограничений. Направление на запад перекрыто второй год. Поэтому мы обратили взоры на восток или «вправо по карте».
Путешествие по Уралу. Маршрут
Маршрут поездки сложился далеко не сразу. Из-за ковидлы мы по-прежнему находимся в весьма стеснённых финансовых обстоятельствах. В отличие от поволжской поездки 2019 года, когда я выбирал хорошие отели в центре городов, на Урале пришлось включить режим жабы и даже впервые в нашей практике забронировать квартиру. Бронировали через букинг. Сейчас актуален «островок».
Немаловажным фактором было и расстояние. От Центральной России до Урала около 1500 км. Иначе говоря, это полтора дня пути. Я исписал целую тетрадку возможными вариантами маршрута.
Важным оказалось учесть дни недели. Ведь по понедельникам, а иногда и по вторникам музеи закрыты. В итоге путешествие «вправо по карте» сложилось следующим образом:
- Москва — Вятка (Киров). Ночь в гостинице «Постоялый двор».
- Вятка (Киров) — Пермь. Две ночи в Перми в мини-отеле «Эспланада»
- Пермь.
- Пермь — Соликамск. Две ночи в соликамской гостинице «Пингвин»
- Соликамск — Чердынь — Усолье — Соликамск.
- Соликамск — Белогорский миссионерский монастырь — Кунгур. Гостиница «Старый город» в Кунгуре.
- Кунгур — Екатеринбург. Три ночи в гостинице «Протекс».
- Экскурсия по Екатеринбургу. Достопримечательности.
- Екатеринбург. Музеи и сувениры.
- Екатеринбург — обелиск Граница Европы-Азии — Ганина Яма — Невьянск — Нижний Тагил. Три ночи в Нижнем Тагиле в съёмной квартире на улице Ломоносова.
- Музеи Нижнего Тагила.
- Нижний Тагил — Алапаевск — Нижняя Синячиха — Нижний Тагил.
- Нижний Тагил — Верхотурье — Нижняя Тура. Гостиница «Центральная».
- Нижняя Тура — Сарапул. Отель «Корона».
- Сарапул — Илевники (Владимирская область). Мотель Илевники.
- Илевники — Вязники — Мстёра — Москва.
Все ночлеги бронировали через букинг.ком за исключением последней ночи. Здесь, как и в Польше, действовали по принципу «докуда доедем». Теперь актуален ресурс «Островок».
Бронь в «Островке» по нашей ссылке обеспечивает ваше путешествие потрясающими впечатлениям!
Я составил маршрут исходя из наших предпочтений. Нас интересовали исторические и художественные памятники и, в меньшей степени, природные красоты. Последние на Урале зачастую труднодоступны. В РФ очень мало размеченных троп, удобных подъездов и стоянок поблизости от природных достопримечательностей.
Добавляю карту нашего маршрута.
Ниже дано краткое описание того, где мы побывали и что увидели. Подробные отчёты о достопримечательностях, гостиницах и дорогах напишем позже.
Дорога до Вятки
Мы встречали в Вятке новый 2020 год. Город нам понравился. Для новогодней поездки я выбрал путь через Нижний Новгород. Но тогда мы никуда не торопились и заночевали на полпути.
В уральском путешествии мы не могли позволить себе такую роскошь. Летом 2021 года мы поехали в Вятку через Кострому. Это был удачный выбор. Дорога ровная, незагруженная и живописная. (Подробно об Уральских дорогах).
Не удержались и проехали насквозь через Судиславль в Костромской области.
Решили разбавить монотонную дорогу заездом в Макарьево. Главная тамошняя достопримечательность — это Макарьев Унженский монастырь.
В сумерках въехали в Вятку.
Разместились на «Постоялом дворе» в центре города. Это был самый дорогой (2700 руб с завтраком) ночлег в нашей поездке.
Путешествие по Уралу. Путь до Перми
На следующий день продолжили путь на Урал. Первые 60 км от Вятки до Слободского знакомы нам по новогодней поездке. В Слободском ненадолго остановились, чтобы посмотреть на тамошние достопримечательности при летнем солнечном свете. Вышли на берег реки Вятки.
Не удержались от фото надвратной деревянной церкви начала XVII века.
Далее миновали замечательную Белую Холуницу с красивейшим озером.
Места на границе Кировской области и Пермского края довольно глухие, поэтому обеда нам пришлось ждать до самой Нытвы. Там есть придорожная пельменная, где кормят вкусно и дёшево. За два обеда мы заплатили чуть больше 400 рублей.
На въезде в Пермь я не успел среагировать на подсказку навигатора. В результате пришлось проехать лишних 20 км по объездной. В город въехали с юга.
Пермь
В Перми остановились в бюджетном миниотеле «Эспланада» (3060 руб за 2 ночи).
Он занимает первый этаж жилой башни на улице Попова в ста шагах от эспланады и в полукилометре от главной улицы Перми — Компроса. Так пермяки зовут свой Комсомольский проспект.
В столице Северного Урала у нас был только один полный день. Мы выжали из него всё. Начали с прогулки по «зелёной линии». Она объединяет немногочисленные достопримечательности города.
Знакомство с культурными сокровищами Перми продолжили в музее «Пермские древности». Он посвящён Пермскому геологическому периоду. Но ископаемые той поры куда менее фотогеничны, чем гигантские ящеры эпохи Мезозоя.
После обеда мы собрались было в Пермскую художественную галерею. Но у входа нас «обрадовали» отключёнием электричества. Пришлось идти к местной мечети и кафедральному собору.
На наше счастье электричество быстро починили и через полтора часа мы уже восторгались «пермскими богами» на третьем этаже бывшего собора.
Как утверждают специалисты, резные статуи святых и ангелов несут ярко выраженные коми-пермяцкие и башкирские черты.
На закате мы еле доволокли ноги до роскошного особняка пароходчика Мешкова. В нём находится Пермский краеведческий музей.
Самая интересная экспозиция музея занимает скромную витрину. Там представлены зверовидные и птицеподобные идолы. Это фигурки так называемого «пермского звериного стиля». Такого больше нигде не увидишь, разве что в Чердыни.
Путешествие по Уралу. Соликамск
Соликамск славится своими архитектурными памятниками. Кроме того поблизости находятся Чердынь и строгановское Усолье. Последнее серьёзно пострадало из-за затопления водами Камского водохранилища.
Полдня мы отвели на сам Соликамск и целый день на окрестности. От Перми до Соликамска можно легко добраться за два-три часа. Дорога хорошая, камеры по дороге есть только в населёнке.
Соликамск встречает путешественников чудовищными отвалами местного калийного комбината.
Минуешь индустриально-апокалиптические окраины и въезжаешь на главную площадь. XVII век обступает тебя со всех сторон.
В Соликамске мы взяли экскурсию по дому воеводы и музею древнерусского искусства в Богоявленской церкви.
Не удержались и залезли на колокольню.
После этого отправились в интереснейший музей соли. Фактически это старинный солеваренный завод. Он работал до 70-х годов прошлого века. Технология добычи соли ничуть не изменилась с конца XIX столетия.
В интернете пишут, что попасть туда весьма сложно. На самом деле всё просто: приехать в рабочее время, заплатить за экскурсию и смотреть. Экскурсия обязательна, стоит недорого и очень интересна.
В Соликамске я выбрал окраинную гостиницу «Пингвин». Цена вопроса составила 3060 рублей.Добавим завтраки (1095 рублей). В итоге получилось 4155 за две ночи. Для сравнения: советская гостиница «Соликамск» просит 3000 рублей за ночь без завтраков. Единственное её достоинство — местоположение напротив соборного ансамбля.
Чердынь и Усолье
Чердынь — это самый северный город Пермского края. Ещё дальше находится посёлок Ныроб и многочисленные зоны и лагеря — наследие гулага. Если вы добрались до Соликамска, то в Чердыни побывать надо обязательно. Городок отличается живописным местоположением над рекой Колвой…
прямой связью с исторической Пермью Великой и множеством старинных храмов.
В чердынском музее хранится богатейшая коллекция идолов «звериного стиля». Самый «симпатичный» из них обладает аж четырьмя головами.
К сожалению, мы не рискнули поехать из Чердыни в Ныроб. Боялись опоздать в Усолье. Так что земляная тюрьма и легендарные вериги Михаила Никитича Романова остались неохваченными. Если кто-то рискнет двинуться по нашим следам, то смело отправляйтесь в Ныроб. Усолье не займёт много времени, а в Строгановские палаты ходить необязательно.
Не зная куда девать время после Усолья, мы поехали в посёлок Орёл — изначальную столицу Строгановых на Урале. Там сохранилась интереснейшая церковь начала XVIII века. Однако злобная церковная бабка выгнала нас из храма.
Путешествие по Уралу. Белогорский монастырь
После Соликамска мы запланировали бросок на юг до Кунгура. Главной целью была Кунгурская ледяная пещера. По дороге заехали в Белогорский миссионерский монастырь. Это удивительное место заслуживает посещения в первую очередь благодаря рельефу. Мы даже вспомнили французский Центральный Массив. Огромный храм на вершине Белой Горы виден за добрых 20 километров.
С вершины открываются прекрасные виды.
Путешествие по Уралу. Кунгур
Начитавшись путеводителей, я решил, что древний Кунгур заслуживает подробного знакомства. Помимо старинной застройки там есть музей истории купечества. Кунгур оказался самым большим разочарованием нашей поездки. Город неухоженный, прекрасные старинные особняки выглядят так, будто красные как взяли и разграбили город, так всё и бросили.
Собор разрушен, в монастыре на окраине до сих пор «пахнет» советской зоной.
Маленькая пешеходная улица с «пупом Земли» и парой стендов со старинными фотографиями не спасает ситуацию.
Главная туристическая приманка Кунгура — это знаменитая ледяная пещера. С моей точки зрения она производит довольно слабое впечатление. После Пункевных пещер в Моравии и пропасти Падирак в Кунгур можно и не ездить. Однако на тех, кто прежде не бывал в пещерах, она производит внушительное впечатление.
На основании собственного опыта, порекомендую не останавливаться в Кунгуре, а лишь выделить пару часов на знакомство с пещерой. Мы же заночевали в недорогой гостинице «Старый город». Это была первая и единственная гостиница за 12 лет наших путешествий, где с нас потребовали 1500 рублей депозита.
На следующее утро мы пошли в Ледяную пещеру. Экскурсия длится около полутора часов. Экскурсовод нам попалась далеко не лучшая. Она бесстрастно излагала заученный текст себе под нос, даже не дожидаясь всех членов группы. Льда же в пещере в конце августа было немного.
Екатеринбург — первые впечатления
Сразу после пещеры мы отправились в Екатеринбург. В столицу Урала приехали к вечернему «часу пик». Первой целью стали Шарташские каменные палатки. Чтобы их увидеть пришлось пересечь весь город с запада на восток. Удивительно, но Шарташские каменные палатки просто находятся в парке на краю города. Скальные образования весьма живописны. Жаль только, что вокруг валяется мусор, да и сама территория не ухожена.
Гостиница «Протекс», где мы провели три ночи, находится в центре Екатеринбурга. Она занимает третий этаж в здании общежития Академии Народного Хозяйства при президенте России.
В первый вечер мы отправились на пешеходную улицу Вайнера. Увы, к братьям Вайнерам он не имеет ни малейшего отношения. Это был большевик, член партии с 1905 года. На самой улице нет ничего большевистского: современные торговые центры, кафе и уличная бижутерия.
Среди модных бытовых скульптур выделяется якобы первый в мире велосипед Артамонова.
Путешествие по Уралу. Екатеринбург
Вообще-то местные жители сокращенно зовут его Ёбург. С их подачи я также воспользуюсь этим сокращением. На город мы отвели два полных дня. В нашу программу вошла очень интересная и познавательная экскурсия. Она охватила весь центр от Площади 1905 года, через Плотинку и храм на Крови до городка чекистов.
В Екатеринбурге немало интересных музеев. Мы посетили три из них. Первым стал художественный музей. Он находится в Историческом сквере на берегу речки Исеть. В первую очередь там надо смотреть коллекцию каслинского литья
и удивительные образцы камнерезного искусства.
Ещё лучше оно (камнерезное и ювелирное искусство) представлено в одноимённом музее.
Помимо главной экспозиции мы ещё записались на отдельную и недешёвую экскурсию в Изумрудную кладовую. Рассказ экскурсовода был весьма интересным, а сама экспозиция не сказать чтобы потрясающая.
Третьим музеем Ебурга, занесённым в наши планы, стал дом-музей Павла Петровича Бажова. Как же на Урале да без Каменного цветка и Малахитовой шкатулки?
К трём «обязательным» музеям неожиданно добавилась смотровая площадка небоскрёба Высоцкий
и удивительный Шигирский идол в Уральском музее краеведения.
Помимо музеев мы любовались архитектурными памятниками
Зашли в храм на Крови, где огорчились всегдашнему запрету на фотографии.
Вечерами отмечались в «Хинкальной» на улице 8 марта, грузинском ресторане «Бадриджани» на Восточной и пельменной «Дюжина» на улице Вайнера. Все три можем смело рекомендовать.
Путешествие по Уралу. От Ёбурга до Нижнего Тагила
Десятый день путешествия вместил в себя поездку на границу Европы и Азии. Только мы поехали не к фальшивому обелиску, куда ездят молодожёны, а к настоящей колонне на Новомосковском тракте.
По совету дорожного рабочего прошли через лесок и вышли на старый Московский тракт. К нему вниз по склону перенесли старый обелиск, прежде стоявший на Новом Московском тракте.
Оттуда мы поехали в сторону Ганиной Ямы. На месте, где коммунисты пытались скрыть следы цареубийства, в конце ХХ века основали монастырь. Место хоть и трагическое, но удивительно красивое и умиротворяющее.
Следующим пунктом нашего путешествия стал Невьянск. Это один из старейших уральских городов-заводов. От Невьянска есть пошла империя Никиты Антуфьева Демидова. В городе интересна лишь знаменитая наклонная башня и, пожалуй, собор.
Выбор общепита в Невьянске невелик. В трипэдвайзере мы нашли кафе «Славянское». Это был один из худших обедов в нашей поездке. Даже в столовых с остывшей едой было лучше. Кроме того, нас попытались обсчитать на 200 рублей. Не рекомендуем.
От Невьянска всего несколько километров до села Быньги с удивительным намоленым храмом XVIII века.
Там же мы проморгали удивительный деревянный дом. Не повторяйте нашей ошибки. Обязательно найдите его.
К вечеру мы доехали до Нижнего Тагила и сразу поднялись на Лисью гору. Она господствует над городом. На вершине стоит маленькая башенка. Когда-то в ней была обсерватория, а с недавних пор открыт музей — самый маленький в России.
Нижний Тагил. Ночлег
В Нижнем Тагиле мы впервые арендовали квартиру. Вместо первоначального адреса на Карла Маркса хозяева предложили нам квартиру на улице Ломоносова. Подъезд и лифт произвели на Таню гнетущее впечатление. Объективно квартира оказалась неплохой, со свежим ремонтом. Но матрас и полотенца были ужасными, а постельное бельё — весьма посредственным. С другой стороны альтернативой 1500 руб за ночь был «Демидов» с 3000 или привокзальный «Тагил» с 2800 руб.
Впрочем, у квартиры оказалось ценное преимущество: кухня. Благодаря ей можно было пожарить яичницу или сварить пельмени.
Путешествие по Уралу. Музеи Нижнего Тагила
Первая прогулка по городу не добавила положительных эмоций. Старинных зданий в Нижнем Тагиле очень мало. Сохранился металлургический завод, здание заводоуправления Демидовых, несколько купеческих и господских домов.
Тем не менее, город отличается интереснейшими музеями. Мы побывали в четырёх из них. Первым стала «Демидовская дача». В неё можно и не ходить, если вам не интересна судьба великого инженера Фотия Швецова.
Нижний Тагил — большой город. В нём есть трамвайное и автобусное сообщение. Нам не удалось прокатиться на местном трамвае. А на маршрутках поездили вдоволь. Иначе бы все ноги оттоптали. Следующим пунктом значился музей подносного промысла, но в нём отключили электричество.
Рядом стоит старинный особняк. Его занимает музей быта и ремёсел горнозаводского населения Урала. В него мы не пошли, опасаясь переизбытка впечатлений.
Пройдя через кварталы частного сектора, неожиданнно сменяющиеся солидными сталинками, попадаешь к Выйскому пруду. Там стоял первый медеплавильный завод Демидовых. В особняке по соседству жили отец и сын Черепановы. Там находится интереснейший технический музей. Вот его посетить надо обязательно!
В музее представлены первый и второй паровозы Черепановых, астрономические часы Егора Кузнецова, «тот самый» велосипед Артамонова, сделанный из бессемеровской стали не позднее 1873 года. Экскурсия в музее просто обязательна.
Мы не собирались идти в краеведческий музей, но научный сотрудник дома Черепановых настоятельно рекомендовала там побывать. Мы не пожалели. Среди экспонатов музея портреты Демидовых, стол из первой русской меди, коллекция медных и железных руд, принадлежавшая Акинфию Демидову.
Венцом музейных сокровищ города стала «Тагильская Мадонна» Рафаэля. Её обнаружили на чердаке особняка, занятого ныне музеем быта и ремёсел горнозаводского Урала.
Алапаевск
Планируя путешествие по Уралу, я предполагал использовать Нижний Тагил как базу для поездок по окрестностям. Один день мы посвятили Алапаевску и Нижней Синячихе. От Нижнего Тагила до Алапаевска больше 120 км. Посреди дороги есть разбитый участок протяженностью около 3 км. На нём приходится снижать скорость до минимума. Его состояние примерно соответствует разбитой в хлам дороге до Великого Устюга.
В Алапаевске нас в первую очередь интересовала Напольная школа. Это место, где красные содержали Елизавету Фёдоровну, великого князя Сергея Михайловича и князей крови. В интернете говорится, что посетить Напольную школу сложно и что отношение к любопытным недоброжелательное. Должен полностью опровергнуть эту информацию. Посещение не вызвало никаких проблем. Напольная школа — это светский музей, хоть и находится на территории Елизаветинского монастыря.
Большевики убили великокняжеских особ в ночь на 18 июля 1918 года в 11 верстах от города. На этом месте основан монастырь Новомученников Российских.
Нижняя Синячиха
Нижняя Синячиха — это удивительное место, обязательно заслуживающее посещения. Одна Спасо-Преображенская церковь чего стоит!
Избы, амбары, бани, часовни, ветряная мельница — всё это было собрано на уральских землях и бережно перевезено в Нижнюю Синячиху. Музей потребует немало времени на знакомство. Рекомендуем приезжать пораньше. В 17.00 все объекты закрываются. Остаётся лишь гулять между закрытыми избами и часовнями.
Верхотурье
Мы завершили своё знакомство с Уралом в Верхотурье. Это главная уральская святыня. Конечно по масштабам она никак не дотягивает до Сергиева Посада или Дивеева. Но это и к лучшему. В Верхотурье мы побывали в Свято-Николаевском монастыре.
Помимо архитектурного ансамбля мы смогли оценить и трапезную для паломников.
Очень интересным оказался и Верхотурский кремль — самый маленький в России. Не знаю, действительно ли он меньше Зарайского кремля. В Верхотурском кремле стоит удивительный Троицкий собор в стиле сибирского барокко. На его колокольню можно подняться.
Также можно подняться на смотровую башню над рекой Турой. С неё прекрасно видна ещё одна городская достопримечательность: ряжевый мост.
В музее мы узнали об интересной скале в километре от города. Она зовётся Кликун-камень. Дорога туда ведёт ужасная, плохо проходимая для легковой машины. Но сама скала и берега реки Туры производят неизгладимое впечатление.
Путешествие по Уралу. Едем домой
Последнюю уральскую ночь мы провели в Нижней Туре в гостинице «Центральная». Всё было бы хорошо, если бы утром не выключили горячую воду. Наповал!
Очень хорошо и недорого поужинали в пиццерии на главной улице города.
Достопримечательностей в Нижней Туре обнаружено не было.
Наутро мы двинулись на запад по «северному широтному коридору». Километрах в 80 от Нижней Туры попрощались с Азией и вернулись в Европу, то есть миновали очередной пограничный обелиск.
Дорога шла через окраины Перми, далее на Воткинск и Ижевск. К вечеру мы добрались до Сарапула. Город порадовал красавицей Камой
и сохранившейся купеческой застройкой. Кое-что из неё даже отреставрировано.
Но многое находится в печальном состоянии.
Особое место Сарапула — это гора Урал. С неё видно половину бывших Пермской и Оренбургской губерний.
В Сарапуле мы ночевали в гостиница «Корона», а на завтрак пошли в отель «Сарапул» на берегу Камы.
От Сарапула по мелким дорожкам добрались до Елабуги и далее двинулись к Москве по хорошо известной М7. С момента нашего путешествия в Казань и Елабугу дорога сильно изменилась в лучшую сторону. По заволжской части Татарстана идёт прекрасный автобан. А на западном берегу ведутся масштабные работы по реконструкции шоссе.
Мы не ставили себе целью непременно дойти до Москвы за один день. Когда после Нижнего Новгорода начало быстро смеркаться, мы доехали до присмотренного заранее мотеля Илевники, где и заночевали.
Вязники и Мстёра
Ночь в мотеле «Илевники» позволила нам спокойно посмотреть Вязники и Мстёру. Мы неоднократно проезжали мимо них во время наших нижегородских и вятских покатушек. Настало время познакомиться с ними поближе. С моей стороны интерес к Вязникам подогревался романом Дины Рубиной «Наполеонов обоз». Мне было очень любопытно воочию увидеть места, со знанием дела описанные писательницей.
После Вязников сам Бог велел заглянуть в Мстёру — село, прежде известное своими богомазами, а с советских времён — художниками лаковой миниатюры.
В Мстёре мы зашли в музей лаковой миниатюры. Работы там очень интересные, но подписи к ним абсолютно «слепые».
Итогом 16-дневного путешествия стали примерно 6000 км, небольшая кучка уральских самоцветов
и более внушительная стопка краеведческой литературы.
Особо хочу поблагодарить Ольгу Чернову за её замечательные путеводители по Уралу. Они издаются под титулом «Репейник. Цепляйся к лучшему». Путеводитель по Екатеринбургу достался нам в подарок. По качеству их вполне можно сравнить с отличными и, увы, ушедшими из РФ Дорлинг Киндерсли.
Наконец на сайте появилась рубрика «Урал». Вторая статья цикла называется «Дороги Урала».
По Уралу на авто. Путешественнику на заметку
Отдельные статьи цикла «Вправо по карте» собраны под рубрикой «Урал». Мы написали путеводители по Екатеринбургу и Перми. Поделились нашими впечатлениями о музеях Нижнего Тагила. Рассказали о посещении Кунгурской пещеры, Невьянска, Алапаевска, Ганиной Ямы, Нижней Синячихи и других достопримечательностях Урала.
Свою версию поездки на Урал изложила и Бортжурналистка. Её отчёт подробнее и красочнее.
Называется опус «Москва — Урал. Со всеми остановками».
Господа, если будете планировать свою поездку по нашим следам, просим бронировать гостиницы по нашей ссылке. Спасибо!
Бронь в «Островке» по нашей ссылке обеспечивает ваше путешествие потрясающими впечатлениям!
Если остались вопросы — спрашивайте в отзывах к статье! Будем рады помочь.
Южный Урал глазами туристов: листаем их дневник о безумно красивом путешествии на ретроавтомобилях
Обычно туристы выбирают консервативный метод путешествия: на самолете добраться до нужной точки, пожить в гостинице, походить по экскурсионным местам несколько дней и вернуться обратно в родной город. Немного иначе поступил Евгений Бушуев, президент автоклуба «OldMotors Тюмень». Он вместе с соратниками на ретромашинах проехал больше 3000 километров по Южному Уралу. Как это было — читайте его историю от первого лица.
О причинах поездки
Почему Южный Урал? В этом году у части экипажей не было возможности взять много отгулов, а праздничная неделя очень рваная. Поэтому искали короткий маршрут. За девять дней мы проехали примерно 3200 километров, сотни из которых были по грунтовке, нагуляли десятки тысяч шагов, взобрались на несколько гор, промочили ноги в нескольких реках.
Изначально решили ехать в конкретную точку — Долгие горы. Вокруг этого уже строился маршрут. Особенность наших путешествий — мы не возвращаемся той же дорогой, что ехали, чтобы увидеть больше.
О выборе маршрута
Маршрут строится примерно так: берем карту, смотрим, какими дорогами можно доехать до конечной точки. Затем гуглим информацию о конкретных участках — как там покрытие, можно ли проехать на обычной машине и так далее. Попутно, пользуясь сервисом Wikimapia, смотрим, какие интересные объекты есть по пути или в небольшом отдалении от основного маршрута. Также в дело шли «Яндекс.Карты», там сейчас много интересных объектов отмечено, тематические ресурсы вроде «Ураловеда».
Про подготовку и ожидания
Собственно, готовились. Скорее, готовили машины. Техника не должна подвести в пути, так что ей уделяли особое внимание, тем более что самой молодой машине было 32 года, а самой старой — 62. Естественно, мы заранее бронировали всё жилье по пути следования, так как в майские праздники жилье занимают очень быстро и можно было бы просто не найти ночлега.
Ожидания были более скромные. Но, к счастью, в реальности многое оказалось гораздо круче, чем на картинках в интернете, да и сам маршрут заставлял крутить головой в разные стороны и буквально ехать с открытым ртом.
Первый день экспедиции: Тюмень — Челябинск, ~550 километров
Первый день экспедиции, скорее, сборочный. Экипажи из Тюмени и Екатеринбурга стекались в Челябинск.
Из-за пожаров ехали не через Курганскую область, а через Екатеринбург. Путь легкий и ненапряжный, абсолютно плоские пейзажи сменялись холмами и горами.
Второй день: Челябинск — Белорецк, ~330 километров
Маршрут лайтовый, по пути заскочили в пару интересных мест — единственное отмеченное в маршруте, случайно проскочили.
Асфальт хороший. Куда ни глянь — горы, и это очень радует глаз. По пути нам встречались коровки, лошадки, барашки и козочки. Вся эта живность проявляла большой интерес к дорогам общего пользования. И неудивительно, они же общие.
Всё, что нужно знать о Белорецке: 10 из 10 встреченных нами байков — это «питбайки» и «эндуро». Выглядит город этаким южным курортным, особенно в теплую погоду.
Третий день: Белорецк — Мурадым, ~300 километров
Случайно посетили Арский Камень. Подъехать к нему в сухую погоду не составит труда, скала очень красивая. На нее можно легко забраться и осмотреть местность. Рядом протекает река Белая и жуют травку коровки.
Наши истосковавшиеся по жесткой физической активности тела понесли нас в сторону Шигаево, чтобы подняться на местный хребет. Это можно сделать на машине, но мы не рискнули — глубокие колеи и сыпучий грунт. Вид с хребта прекрасный. Вокруг пятнами лежал снег, что в +25 вызывало когнитивный диссонанс.
Дальше мы двинулись в сторону Каповой пещеры, пришлось пожертвовать другими точками, так как нужно было успеть прибыть до 17:00, иначе не попали бы на экскурсию — самому туда зайти нельзя. Тут еще есть и музеи, и чай со вкусными блинчиками с бортевым медом, медитативные прогулки по лесу, сопровождаемые чтением легенд об Урал-батыре.
Мы, заранее изучив маршрут, знали, что впереди нас ждет грунтовка. И это жесть. Еще недавно влажная после весны дорога быстро высохла в твердопердь, а грейдер бывал от силы на четверти пути. В итоге большая часть — движение со скоростью 30–40 км/ч. А кусок этот составлял 85 километров.
Четвертый день: Мурадым — Кувандык, ~185 километров
Было бы глупо, находясь в Мурадыме, не посетить Мурадымовское ущелье. Мы решили, что лучший вид сверху — еще и бесплатный. Поэтому забрались на скалы и оттуда окинули округу орлиным взглядом. Вид — просто отвал башки. Помножьте это на теплую, летнюю погоду, легкий ветерок и невероятный аромат от горных цветов.
В Андреевке мы планировали посмотреть Андреевский монастырь и набрать воды из местного источника. Поездка оказалась интереснее, чем ожидалось: мы случайно встретились с местным предпринимателем — очень интересным человеком. Он догнал нас на своем «Москвиче-2141» и сделал предложение, от которого невозможно отказаться.
В итоге мы побывали в небольшом музее, попробовали местный, натуральный мармелад, затарились по полной, попробовали лапшу на перепелиных яйцах, пощупали немного ретротехники, слушали песни под гитару и вообще оказались в приятной компании.
Родник мы посетили, вода холодная и очень вкусная. Ну а дальше — по грунтовкам, асфальту и полуасфальту мы продирались в Кувандык.
Пятый день: Кувандык — Оренбург, ~250 километров
Первым нашим пунктом в маршруте был «Немецкий мост» в Медногорске, по пути любовались местными красотами. Дорога к мосту обычно плохо проходима, но раз жара стояла уже который день, то мы без проблем подъехали прямо к нему.
Адская жара просто шептала на ушко: «Давай, залезь в эту холоднющую реку», — и некоторые из нас на уговоры поддались.
Второй пункт — это сами Долгие горы, с просмотра фоток которых и родилась идея ехать в путешествие. Если снизу вид не особо впечатляющий, то виды с коптера захватывают дух.
Шестой день: Оренбург, ~80 километров
Этот день мы посвятили целиком Оренбургу и его окрестностям.
Самой близкой точкой к нашему месту отдыха был Каргалинский водопад. В сухую погоду можно проехать к нему на совершенно любой машине. Выглядит это немного странно: сплошная степь, едешь, едешь, бац — и видишь каньон с водопадом. Внезапно. Но место очень красивое.
Сам город вызвал двоякие впечатления. С одной стороны — старый, местами советский асфальт, некоторое запустение и вызванное им обилие зелени — что радует. Вывески с дизайном из начала 2000-х, музыка примерно из тех же времен.
Вроде и немного печально, но это был прям портал в детство, в Тюмень начала нулевых — ощущение было, что вот-вот закончится учеба и у тебя начнутся очередные каникулы. А местный парк аттракционов «Тополя» — это вылитый Горсад из тех времен. Мы чуть не пустили ностальгическую слезу, накупив билетиков на разные аттракционы.
Седьмой день: Оренбург — Уфа, ~420 километров
Маршрут мы решили начать с осмотра Храма Святой великомученицы Екатерины в Тугустемире, построенный в середине 19 века. Жаль, никого не было на месте, кто мог бы показать, что внутри. Храм сильно выбивается из всего того, что мы видели на Урале.
Рядом мы заприметили интересное место — остатки АЗС образца 50-х годов.
К сожалению, мы жестко не укладывались в тайминг, и всё, что успели увидеть в Стерлитамаке — это заброшенный ДК «Авангард».
Здание было когда-то, давным-давно, очень красивым, но теперь это практически руины. И оно продолжает крошиться, видимо, недавно осыпался потолок в зале с барельефом космонавта. Выглядит всё это как следы более развитой цивилизации, которая когда-то подарила нам знания и космические путешествия.
Дальше мы рванули в Уфу, чтобы успеть немного погулять по ночному городу и оценить арт-квадрат. Место офигенное, даже в рабочий день там полно молодежи, движуха, концерты. Ночной город оставил очень приятные впечатления! Одно не понравилось: отсутствие разметки на дороге, странная манера езды местных и совершенно нелогичные принципы строительства дорог.
Восьмой день: Уфа — Златоуст, ~420 километров
Пожалуй, самый насыщенный на точки участок маршрута. Первым делом мы двинулись к Яхинскому водопаду. Дорога — это немного деревни, немного леса, немного спуска пешком. Как он выглядит в начале мая — это просто бомба. Можно залипнуть, слушая шум бурного потока воды.
Далее пошли затяжные спуски и подъемы в районе Сима, где мы и увидели одинокого путешественника, толкавшего груженый мопед в гору. Оказалось, ехал он из Крыма в Ишим и сломался еще вчера, так и тащил его два дня. Благодаря этой случайной встрече он продолжил маршрут уже не на своих двух ногах, а на своих двух колесах.
Следующим пунктом была плотина в Бакале. Пожалуй, отдельное наше «вау» получили местные остановки. В городе явно не было дефицита железа, каждая остановка до сих пор выглядит как памятник Советскому союзу. Плотина не произвела должного впечатления. Пожалуй, виной всему были четыре пьяных вусмерть агрессивных тела, из-за которых нам даже не удалось взобраться на смотровую площадку и полазить по самому сооружению.
Дальше — Айские притесы — это просто великолепие. Едешь себе по равнине, а оказывается — ты на вершине плоской горы. К сожалению, местные развлечения вроде подвесного моста над пропастью и качели нам были недоступны — мы торопились, обслуживающий человек был всего один, а очередь большая.
Двигаясь в строну Златоуста от Айских притесов, вы обязательно проедете мимо Сонькиной лагуны. Место очень интересное, этакий местный «Диснейленд» с нотками безумия. Намешано здесь абсолютно всё, почитайте об этом месте, если интересно.
Кульминацией нашего седьмого дня экспедиции стал отдых в Лесной усадьбе в деревне Медведевка близ Златоуста. Место очень красивое, можно чиллить в горячем чане с видом на уральские горы. Птички чирикают, коровки мычат, индюки издают свои индюшачьи звуки. Что надо после тяжелого дня.
Девятый день: Златоуст — Тюмень (Екатеринбург), ~600 километров
Финальный рывок до дома. Особо никуда не торопились, высыпались, отдыхали в чудесном домике и только ближе к обеду двинулись в путь. Первым делом отправились к Черной скале на Таганае. Немного грунтовки — и мы у входа на тропу, пешком идти очень мало. Для тех, кто торопится или вообще не любит восхождения, отличный вариант. Оттуда хороший вид на Круглицу и прочие прелести Таганая. Откликной гребень, правда, с этой стороны так себе.
Златоуст — интересный город, много старой архитектуры, часовой завод, и, конечно же, ножи. Если вам нужен хороший нож — вам в Златоуст.
Потом ехали через Тургояк, топтали белый песочек, любовались волнами и мчали дальше.
Финальный аккорд — Карабаш. Город сильно преобразился за последние годы. Теперь по нему приятно ехать и вертеть головой по сторонам. Но нашей целью, конечно же, был кинотеатр «Победа», построенный в 1939 году. Кинотеатром, кстати, он стал только в 1955-м.
В сумерках наши экипажи попрощались и двинули по домам — кто в Екатеринбург, кто в Тюмень. На этом экспедиция завершилась.
О ретроавтомобилях на уральских дорогах
Автомобили выдержали достойно, без поломок. Только одна крупная — на ГАЗ-2410 начал разваливаться редуктор заднего моста, благо на первой же металлоприемке нашли замену. Передвигаться по уральским дорогам — одно удовольствие. Например, на той же 21-й «Волге» спереди диван. Так что можно путешествовать, как говорится, не отрывая задницу от дивана. В целом — очень даже комфортно.
Перепады высот машинам, несмотря на преклонный возраст, давались очень легко, наравне с потоком, приходилось даже обгонять грузовики, так что нервничать на дороге не приходилось.
Отсутствие кондиционеров легко компенсировалось поворотными форточками и открытыми окнами — страдать, обливаясь потом, от 30-градусной жары не приходилось. Единственный минус — это пыль, которая проникала везде, ибо грунтовок в пути было очень, очень много. В багажнике можно было открывать пляж, столько там было песка.
Посетили мы чуть меньше, чем планировали, но всё же объектов было достаточно много. В целом по опросу команды у нас нарисовался некий топ-пять природных мест: Айские притесы, Долгие горы, Каргалинский водопад, Яхинский водопад и Мурадымовское ущелье.
Вообще, трудно так выделять отдельные пункты, когда каждый день был насыщенным и полным впечатлений. Пазл путешественника сложился как надо: отличная погода, сухие грунтовки, полноводные реки и водопады. Плохие впечатления, пожалуй, оставил только сервис в некоторых местах.
Что могу сказать по итогу. Нам удалось проехать на таких «старичках». Это должно говорить о том, что для автопутешествий подойдет любой транспорт, главное — исправный.
Выводы
Да, я считаю, туристам стоит посетить Южный Урал — до такой красоты буквально рукой подать. Когда ты плюхаешься в самолет, через пару часов оказываешься в пункте «Б» и видишь маршрут только с неба, ты упускаешь самое главное — дорогу: изучаешь окрестности, населенные пункты, общаешься с людьми (к сожалению, не всегда приятно). Частенько бывало, что мы видели что-то интересное из окна и тут же меняли маршрут. В памяти еще остался момент, когда мы поравнялись с поездом и радостно обменивались с машинистом гудками, было по-детски весело.
Советы — поднять себя с дивана и начать путешествовать. Наметить себе точку, не сильно далекую. Открыть карту и смотреть, что можно посетить по пути — все интересные объекты обычно отмечены. Можно воспользоваться «Викимапией», там часто есть то, чего нет на других картах.
Источник https://kraeved1147.ru/ural-trip/
Источник https://74.ru/text/gorod/2023/06/27/72434336/
Источник