Алтай ближе, чем кажется. Часть 7. Это должен увидеть каждый

 

Алтай ближе, чем кажется. Часть 7. Это должен увидеть каждый

Проехать по Чуйскому тракту

На седьмой день путешествия нам предстояло проехать по Чуйскому тракту на машине. Здесь же предполагалось разделение нашей экспедиции. Друзья планировали провести часть отдыха в неспешной обстановке на северном берегу Телецкого озера, а нам хотелось поездить больше по Горному Алтаю. Поэтому маршрут дальше был у нас уже разный. Выезжали вместе в сторону Семинского перевала, а там наши напарники мчались вдоль всего Чуйского тракта до Гейзерного озера где-то за Акташем, чтобы успеть вернуться на базу Камлак, а мы не торопясь ехали, любуясь красотами, останавливаясь в самых интересных местах, потому что нам возвращаться было не нужно. В Акташе нас ждал домик, который будет нашей базой на следующие три ночи.

Два слова скажу про турбазу «Нина» в поселке Камлак, которая приютила нас на короткое время, и которую мы теперь покидали (более подробно тут).

Турбаза «Нина»

Территория базы не очень большая, огороженная забором. С одной стороны трасса Чуйского тракта, с другой — берег речки Семы. Слева и справа соседние участки. Притом, на одном располагалась такая же недавно отстроенная турбаза, а на другом стояла старая хибарка с вывеской «Продается». Вообще, довольно часто на Алтае можно увидеть не только объявления типа «Места есть» или «Дом, баня, рыбалка», но и «Продается». Если у кого-то возникнет желание, то можно прикупить участок земли, как с постройками, так и без.

На нашей базе кроме хозяйского дома было несколько жилых построек разного уровня комфорта. Мы снимали просторный двухэтажный дом, в котором из удобств имелись только холодильник, туалет и умывальник с холодной водой. Душ с горячей водой был общий на территории базы. Была и отдельно стоящая кухня с электроплитой и микроволновкой. Если вы не очень требовательны к комфорту, то вполне сносно. На территории даже стоял каркасный трехметровый бассейн. Но летняя жара спала, и желающих купаться в нем не нашлось. Парковка со стороны тракта на 3-4 машины, а также можно было подъехать от речки и оставить машину там.

Вид со второго этажа нашего домика

Кухня и парковка рядом

На берегу Семы можно было посидеть и отдохнуть вечерком. Но у нас, признаться, это получалось плохо, потому что с утра выехать старались пораньше, а возвращались порой затемно.

Кстати, название речки правильно звучит СемА, с ударением на последний слог, соответственно и деревня по соседству Усть-СемА, а перевал правильнее называть СемИнский, а не Сёминский, как говорят многие приезжие.

Итак, сегодня нам предстоит проехать по дороге, которую некоторые путешественники ставят на первое место в рейтинге самых красивых дорог России – Чуйскому тракту.

Официально это трасса Р-256 протяженностью 941 километр, которая соединяет Новосибирск и приграничный поселок Ташанту. Так и установлены километровые столбы вдоль дороги. Но исторически считается, что тракт начинается перед мостом в Бийске. Там даже установлен памятный знак – нулевой километр Чуйского тракта.

Перевалы Семинский и Чике-Таман

На пути автотуристов, двигающихся с севера, будут два перевала. Первый – Семинский, второй – Чике-Таман. Их часто сравнивают между собой, потому что очень сильно разнятся два этих места. Первый выше, но заезд более пологий. Нет ощущения преодоления какого-то водораздела. И вид с перевала не впечатляет – только сувенирные палатки вдоль дороги. На второй перевал заезд более крутой, с настоящим серпантином, и обзор сверху куда интереснее. Проехали и мы эти два перевала, и можем полностью подтвердить слова предшественников.

От себя добавлю только, что на Семинском перевале находится спортивная база, где тренируются лыжники. Летом они там тоже катаются, но на роликовых лыжах. А где самый лучший асфальт? Конечно, на трассе. Вот, и нам пришлось наблюдать, как такие супер-спортсмены мчатся в гору коньковым ходом, занимая целую полосу, а за ними скапливается хвост машин, потому что обгонять через сплошную полосу разметки нельзя. И не всегда есть автомобиль сопровождения. Порой цепочка спортсменов растягивается так, что ни конца, ни начала не видать.

На перевале Чике-Таман не ограничивайтесь фотосъемкой у чугунного парапета, а пройдите вдоль всей улочки сувенирных киосков. Там можно найти и старую дорогу Чуйского тракта, и хорошие видовые площадки как на северную сторону, так и на южную.

На перевале Чике_Таман

Вид на долину и новую дорогу

Кстати, среди сувениров появились ранее незамеченные банки с тушенкой из мяса марала и алтайские лепешки. Последние, когда горячие – просто объедение!

За Чике-Таманом, говорят, начинается настоящий Горный Алтай. Действительно, и села попадаются все реже, и горы все выше, а места все красивее. За каждым новым поворотом открываются новые виды, описывать, которые я, к сожалению, не мастер.

Скатившись с Чике-Тамана, мы хотели набрать воды в источнике Кара-Суу. Где-то мне попалась информация, что вода в нем особенно вкусная и целебная. Каково же было разочарование, когда около источника мы увидели пустую загаженную парковку, а сам родник представлял собой лужицу, истоптанную коровами, из которой вытекал ничем не примечательный ручеек. Когда-то, видимо, пытались привести его в порядок, но потом забросили.

Ильгуменский порог на Катуни

Следующей нашей остановкой стал Ильгуменский порог на Катуни. Называется он так по речке, что впадает в Катунь как раз напротив порога. Свернув с трассы и преодолев метров 500 по полю, мы остановились на высоком берегу реки. Где-то внизу бурлила бирюзовая вода, а чуть подальше она становилась белой от пены. Место очень красивое!

Пока любовались окружающим пейзажем, от левого берега оторвался и поплыл на стремнину рафт с отважными гребцами. Через минуту они скрылись в бурунах, а потом уже благополучно показались ниже по течению. За первой лодкой пошла вторая, за ней третья. Интересно наблюдать. Захотелось подойти поближе.

Возле самого порога раскинулся целый кордон с гостевыми домиками. Но въезд туда был загорожен забором с воротами и сторожкой. На наш вопрос можно ли пройти, дядечка махнул рукой, и мы спокойно миновали чек-пойнт. Возможно, за денежку можно подъехать на машине. Но большого смысла в этом нет. Пешком пять минут, и мы на самом берегу Катуни. Через Ильгумень перекинут мостик, и к порогу можно подойти как выше, так и ниже устья впадающей речки.

Рафтинг на Катуни

Бурливый порог назван Ильгуменским по имени впадающей в Катунь чуть выше речушки

Водная стихия вблизи еще больше завораживает. Водники продолжали свои тренировки, раз за разом проходя порожистый участок. И не всегда благополучно. При нас один из рафтов перевернулся вверх дном, и весь экипаж оказался в холодной воде. Спортсмены были в спасательных жилетах, и это происшествие закончилось благополучно. Скоро все самостоятельно выбрались на берег ниже по течению.

Немного еще попрыгав по прибрежным валунам, мы вернулись к Кашкайчику и снова переехали к высокому берегу, с которого смотрели на порог вначале. Лучше места для перерыва на обед трудно было представить. Погода нам сегодня благоволила. Было солнечно и тепло. Такая благодать, что не хотелось уезжать.

Обеденный привал над Катунью

И снова в дорогу. До следующей достопримечательности – песчаной стены, что тянется вдоль дороги несколько сот метров. Песок говорит о том, что когда-то здесь плескалось целое море. И валуны, которые оказались в его толще, наверное, видели настоящих динозавров. Жаль, что они не могут говорить.

Песчаная стена

В районе Яломана дорога идет, петляя по террасе Катуни, и, наверное, это самое живописное место Чуйского тракта, хотя до самой Чуи мы еще не доехали. Впереди нас ждало село Иня и пешая прогулка по старому Ининскому мосту (история моста тут). Для этого мы свернули в центре села и подъехали к тому месту, где раньше проходила дорога. Съехать по ней до моста не получится – промоины и осыпи делают такое мероприятие опасным.

Старый Ининский мост

Ининский мост длиной более 100 метров был построен зимой 1936 года по проекту инженера Цаплина, поэтому его иногда еще называют Цаплинским. Особенность моста в том, что это подвесная конструкция. На крутых берегах Катуни установлены два мощных бетонных пилона, между которыми натянуты тросы, удерживающие собственно сам деревянный мост. Все делалось из подручных местных материалов. Даже тросы скручивали прямо здесь – на льду реки.

Но годы берут свое. И, хотя в 1994 году мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации, за его состоянием никто не следит. Сейчас по этому мосту не то что проехать, но даже пройти опасно. Почти весь настил разобран или разрушен. Местами зияют черные дыры поджогов. Почему-то я не думаю, что мост горел сам. Скорее это все-таки дело рук человеческих. Кто-то умеет строить, а кто-то только ломать. Фотографии этого моста тоже получились какие-то апокалиптические.

Старый Ининский мост подвесной

Современное состояние моста

Дело рук человеческих

Пролет моста полностью деревянный

Вскоре за Иней справа по ходу можно увидеть в поле три камня, установленные вертикально. Это ни много ни мало овеянный легендами «Древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.) «Три каменных воина». Я, честно говоря, ожидал чего-то большего. Ограда около камней повалилась. Всюду следы жизнедеятельности крупного рогатого скота, который ходит тут же неподалеку. Что там на камнях вырублено понять невозможно. Достопримечательность одного фото. Щелкнул для памяти, что мы здесь были, и едем дальше.

Древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.) «Три каменных воина»

Слияние Чуи и Катуни и дальше

Следующая остановка у места слияния рек Чуи и Катуни. Всяк проезжающий останавливается там, чтобы с высокого утеса посмотреть, как текут параллельно друг другу бело-зеленая Катунь и коричнево-мутная Чуя. Хотя, признаться, нижняя смотровая площадка мне понравилась больше. Через 500 метров есть отворот на Инегень, и там можно подъехать к устью Чуи ближе. И площадка ровнее, и народу меньше, а виды ничуть не уступают.

Над местом слияния двух больших алтайских рек

И снова под колеса убегает серая извилистая полоса Чуйского тракта. Вскоре на горизонте показался Белый Боом. Скала, сложенная из светлого камня. А за ней известный памятник Кольке Снегиреву. Тут для всех обязательная остановка, чтобы почтить память строителей и водителей, преодолевавших эту горную дорогу на допотопных автомобильчиках.

Памятник Кольке Снигиреву

Не знаю, что уж символизирует американский Виллис, но для полноты картины пусть будет. Интересно, конечно, сходить и на противоположную сторону шоссе, чтобы подняться несколько сот метров по старой дороге и представить себя за рулем допотопного грузовичка, у которого даже не было усилителя тормозов.
Здесь мы встретили и первого местного обитателя. Кажется, это называется алтайской пищухой из отряда зайцеобразных. Живет в каменистых россыпях, что мы и наблюдали. Не пуглива.

Алтайская пищуха

Как видите, интересных мест вдоль Чуйского тракта предостаточно, и посмотреть их все за один день непросто. К концу пути мы уже проезжали некоторые достопримечательности, оставляя их посещение на другой раз, когда будем возвращаться. Но водопад Ширлак проехать не могли. Видно его с дороги хорошо, а чтобы подобраться поближе, нужно преодолеть несколько десятков метров довольно крутой тропы.

Водопад высокий, красивый и в нашем рейтинге алтайских водопадов он сразу занял почетное первое место.

Водопад Ширлак

Акташ. Турбаза «В горах Алтая»

Тем временем вечерело, и нам нужно было позаботиться о сегодняшнем пристанище, которое я заблаговременно забронировал через Букинг (ссылки нет). Так интересно получилось, что как только мы въехали в Акташ, сразу звонок от администратора турбазы – вы где, когда ждать? Я говорю – мы уже здесь, едем, высматриваем по сторонам вашу турбазу. Девушка мне все подробно объяснила, поэтому с поиском нашего домика проблем не возникло.

Очередным нашим пристанищем стала турбаза «В горах Алтая». База – это слишком громкое название. На огороженной дощатой оградой территории три домика-бунгало, летняя кухня, умывальник и деревянный туалет. Вот и вся база. Администратор сказала – крайний домик ваш, ключи лежат там-то, располагайтесь. Вот и все формальности. И за последующие три дня я ни разу не видел никого из обслуживающего персонала. Если нужно было что-то порешать, то звонил по телефону. А мусор из ведра сам исчезал таинственным образом.

Наше пристанище на следующие три ночи

Будем знакомиться?

В каждом домике четыре кровати, стол в углу, две лавки, вешалка. На стене электрический обогреватель. Вот и все убранство. Умывальник на улице – пара рукомойников под навесом. Про деревянный туалет типа «дырка в полу» тоже нечего сказать. Летняя кухня оборудована газовой плитой, микроволновкой, чайниками. Вода только привозная в бутылях. Об этом заботится администрация. Единственный плюс – все новое. Очевидно, турбаза построена совсем недавно, может быть первый сезон принимает гостей, поэтому все сияет желтым деревом. Условия достаточно спартанские. Но мы ведь сюда приехали не в домике отсиживаться.

Вечерние приключения

Но день на этом еще не закончился. Дальше начинаются приключения. Во второй половине дня стали замечать, что наш младший погрустнел и все чаще стал прикладываться. Никак простыл во время вчерашнего подъема на гору. Когда добрались до базы, то решили померить температуру. Одно неловкое движение рукой, и ртутный градусник летит на пол. Колба, слава богу, уцелела, ртуть не разлилась, но трубка внутри надломилась, и градусник пришел в негодность.

Смотрим по Яндексу – в поселке есть аптека. Работает до 20-00. Срываемся, мчимся за новым градусником. Но провизор смотрит на нас с удивлением – какой градусник? Ковид же кругом, все раскупили, а новых не привозили. Электронных тоже нет. Другая аптека есть в торговом центре, но откроется только с утра.
Пришлось вернуться ни с чем. Померили температуру ладошкой – 38 есть, дали жаропонижающее. Планы на завтра надо было срочно пересматривать.

Если помните, в первом своем очерке о планировании поездки я писал о нашем первоначальном маршруте. В Акташе предполагалось задержаться на три дня, чтобы по свободному графику поездить по его окрестностям, подняться на ретранслятор, доехать до Кош-Агача и т.п. С больным ребенком много не наездишь. И спуск в долину Чулышмана с ночевками в палатке, тоже оказался под больши-им вопросом.

О том, как мы распорядились нашим временем и возможностями я расскажу дальше.
Сегодня пробег за день составил «целых» 302 километра.

Продолжение здесь:

Путеводитель по Чуйскому тракту — самой красивой дороге в России

Самая живописная трасса в России, которая ещё и входит в десятку самых примечательных автодорог в мире, привлекает внимание туристов множеством интересных точек на её пути. Отдых на Алтае почти невозможно представить без поездки по Чуйскому тракту — дороги, которая пролегает через весь Горный Алтай и собирает на своем пути множество удивительных мест.

Мы расскажем, что и на каком километре трассы находится, чтобы вы смогли спланировать путешествие по Алтаю и не пропустить ни одного природного или исторического памятника.

Как выглядит Чуйский тракт осенью

Второе гражданство позволяет путешествовать без виз в 150+ стран мира! Проверьте возможность получить «безвизовый паспорт» на бесплатной консультации по телефону или в мессенджере.

Где находится и начинается, длительность трассы

На языке водителей Чуйский тракт звучит как трасса Р256. Федеральная автодорога стартует от Новосибирска, а финальная её точка — село Ташанта, что на границе с Монголией. Трасса артерией бежит через всю Новосибирскую область, затем Алтайский край и приводит прямиком в Республику Алтай. Вдоль дороги можно ещё встретить города Бердск, Новоалтайск и Бийск. В общей сложности Чуйский тракт растянулся на 968 км.

Чуйский тракт на карте

Чуйский тракт в привычном понимании туристов начинается на нулевом километре, аккурат возле одноименного музея в городе Бийск и заканчивается в Ташанте.

Сама по себе дорога ровная, чистая, без туннелей — настоящая мечта всех водителей. Да и было бы странно не вкладываться в трассу, которая единственная во всём Алтайском крае и Республике Алтай служит местом транспортировки всех туристов на базы отдыха. Помимо своей практической ценности, трасса ещё и безумно красива. Путешествуя по ней, вы увидите огромное количество рукотворных и природных памятников. В этом плане Чуйский тракт не уступает Дороге больших ворот в Китае или Великой океанской дороге в Австралии.

Хотите путешествовать без виз?
«Безвизовый паспорт» позволит передвигаться без ограничений в 150+ стран мира!
Узнать подробнее

Что интересного можно увидеть во время пути

Вы запутаетесь, если мы начнем перечислять классные места для остановок просто в форме их названий и описаний. Поэтому, мы сделали некий путеводитель, где отметили важные, на наш взгляд, места для остановок в порядке возрастания километража. Итак, поехали!

37 км. Тут полно мест отдыха, которые подходят для остановки на ночлег или несколько дней. И все они раскинуты по берегам Бердского залива. Красота да и только! Главная прелесть этого участка дороги — Бердские скалы и неожиданный разворот реки на целых 180 градусов.

Бердские скалы

250 км. А здесь вас будет поджидать маленький указатель «Дом-музей лётчика-космонавта Германа Титова». Чтобы вы не пропустили его в виду размера, даём ориентир: поворот на село Верхнее Жилино.

350 км. Прямо у дороги в Бийске стоит Музей Чуйского тракта. Это место как нельзя лучше расскажет о трассе Р256. Карты, планы, снимки, картины, артефакты, найденные археологами во время строительства дороги, модели автомобилей того времени и даже костюм шофёра — всё это представлено в музее. Там же есть весь путь в миниатюре.

Музей Чуйского тракта

400 км. Рядом там находится село Сростки, где родился и жил знаменитый писатель, кинорежиссёр и актёр Василий Шукшин. Вам интересно будет посетить его дом, музей-заповедник в честь писателя, памятник на горе Пикет и парк скульптур «Чудики», прототипами которых стали герои рассказов Шукшина.

Памятник Василию Шукшину.

А ещё вы наверняка оцените местный рынок, где сможете купить все съедобные прелести Алтая: мёд, варенье из полевой земляники, копчёную и вяленую рыбу из алтайских рек, маслята, подтопольники (это тоже грибы) и грузди.

Сростинская ярмарка

416 км. В этой части автодороги протекает река Иша, где можно искупаться, порыбачить и позагорать на песчаном пляже.

426 км. Здесь находится посёлок Долина Свободы, в котором стоит гора Бабырган и начинается, собственно, Горный Алтай. Об этом месте слагалось много легенд, в том числе про спящего воина, силуэт которого вам удастся увидеть. А вдоль дороги стоят памятники и скульптуры, одна из них — камень «Бай Таш» с плато Укок.

Вид с горы Бабырган

474 км. У подножия горы Малая Синюха высотой 1196 м расположено село Манжерок, которое больше 200 лет назад основали русские переселенцы. Там функционирует источник питьевой лечебной воды. Недалеко, на Катуни, находятся Манжерокские ворота — это огромные камни, через которые пробивается река. А в полутора километрах от этого места есть мелководное Манжерокское озеро.

478 км. Популярным местом на этом участке автодороги является источник Аржан-Суу. И полюбоваться на природную красоту, и перекусить, и прикупить сувениров есть где. Если немного не доехать до источника и свернуть на мост, то можно попасть в знаменитые Тавдинские пещеры.

Аржан-Суу Тавдинские пещеры

495 км. В этой точке, если вам позволит автомобиль, можно свернуть с пути и посетить Музей-усадьбу Григория Чорос-Гуркина, Палеопарк и даже заехать на Чемальскую ГЭС.

511 км. Тут расположено село Усть-Сема, которое ведёт в «Чемальский тупик». Если проследуете к нему, увидите множество гостиниц, турбаз и кемпингов. Отличное место, чтобы отдохнуть на середине пути.

530 км. В Черге можно купить сувениры из керамики и полетать на дельтаплане.

659 км. Остановиться стоит ради смотровой площадки, откуда открывается потрясающий вид, и кусочка старого тракта (любопытно же, как дорога выглядела раньше!). Там же можно перекусить в кафе и купить сувениры в лавке. Всё это находится на перевале Чике-Таман, между сёлами Хабаровка и Купчегень.

Перевал Чике-Таман

691 км. Тут вы увидите село Купчегень и неподалёку от него — трехсотметровый речной порог на Катуни, который называется Ильгуменский порог.

702 км. В селе Иня находится известный Ининский подвесной мост, установленный над рекой Катунь. Это первый в мире двухцепный висячий мост. Чуть дальше расположены двухметровые «Ининские стелы».

710 км. Точка слияния рек Катуни и Чуи. Казалось бы, вода и вода, а нет — оттенки-то разные, и это можно легко увидеть со смотровой площадки. Чуть дальше находятся любопытные постройки, в том числе Музей алтайского быта и, как и полагается в таких местах, кафе.

742 км. Недалеко от места слияния вышеупомянутых рек установлен памятник шофёру Кольке Снегирёву, о котором поётся в песне «Есть по Чуйскому тракту дорога…». Его открыли в знак благодарности всем водителям, причастным к строительству Чуйского тракта.

758 км. К водопаду Ширлак придётся пройти пешком, зато какой прекрасный путь вам предстоит — мимо лавок с алтайскими лепёшками (почему бы не перекусить?) и сувенирами (ну, как же без них?).

782 км. Тут находится село Чибит, откуда вы можете начать знаменитый маршрут к Шавлинским озёрам пешком, либо на лошади.

789 км. Если прокатиться по ответвлению от Чуйского тракта, которое здесь начинается, вы увидите перевал Кату-Ярык, каньон реки Чулышман, водопад Куркуре, Каменные грибы, Учар и самое большое алтайское озеро — Телецкое.

Телецкое озеро

795 км. Остановка стоит потрясающих видов на Гейзерное озеро. Там же есть база отдыха «Мены», где можно остановиться на ночлег.

822 км. Остановитесь и посмотрите направо. Там вас встретят холмы, которые откроют чудесные виды на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет. Если проехать по самой степи, можно оказаться у турбазы «Перевалка», которая послужит местом отдыха, а ещё дальше — маршрут к Альплагерю.

863 км. В этой точке рекомендуем свернуть к селу Чаган-Узун, по мосту через реку Чую, чтобы полюбоваться на марсианские пейзажи Кызыл-Чина. Их ещё называют радужными горами Алтая за разные оттенки пород.

Кызыл-Чин

891 км. Здесь, в селе Кош-Агач, можно завершить своё путешествие по Чуйскому тракту, так как дальше, на 942 км, уже идёт село Ташанта, где, в общем-то, кроме как посмотреть на наскальные рисунки первобытных людей, больше нечего делать. В Кош-Агач можно остановиться в гостинице, прогуляться по магазинам и наконец почувствовать атмосферу цивилизации.

Интересные факты о Чуйском тракте

Возле села Тигирёк в окрестностях Чуйского тракта стоит Лев-гора. Там археологи нашли обработанные руками древних людей камни. Их плоская форма позволят сделать вывод, что породы использовались в качестве жертвенников. А под землёй, возле села Покровка специалисты обнаружили золотую статую Будды весом 25 кг.

На Алтае хранится множество курганов, которым больше 5000 лет. В них были захоронены мумии. Например, на курганах у берега реки Сентелек установлены полутораметровые пирамиды в форме ступеней.

На реке Иня, в кратере верхушки горы есть пещера, которую ещё никто не смог пройти до конца.

Царский курган на Алтае

Исторические сводки

Первые упоминания о Чуйском тракте были ещё в древнейших китайских летописях. Правда, тогда, тысячу лет назад, автодорога называлась Мунгальской тропой, по которой перевозили товары из России в Китай и обратно.

До начала XX века Чуйский тракт был настолько узким, что на нём не могли разойтись два встречных каравана. Были попытки расширить дорогу, но они оказались провальными. Серьёзное строительство современной трассы началось в 20-х годах прошлого столетия, в 1935 её стали полноценно эксплуатировать, а уже в 1961 году Чуйский тракт получил своё официальное название.

Источник https://snova-v-dorogu.ru/2023/02/15/proekhat_po_chujskomu_traktu/

Источник https://migrantumir.com/chuyskiy-trakt/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *