Дайвинг по затонувшим кораблям

 

Дайвинг по затонувшим кораблям

На самом деле одни из самых зачётных рифов — это затонувшие суда, превращённые морскими обитателями в потрясающие подводные жилища для всех видов морской флоры и фауны. Предлагаем вам описание нескольких затонувших судов, которые могли бы пополнить ваш список тех мест, где стоит совершить погружение хотя бы однажды.

1. Bianca C

В октябре 1961 года в котельном отделении судна «Bianca C», пришвартованного к причалу в порту Сент-Джорджес, произошёл взрыв. По судну распространился пожар, но во многом благодаря быстрой реакции жителей Сент-Джорджеса, 673 из 674 членов экипажа были спасены (один человек позднее умер уже на берегу). Когда спустя два дня на место прибыли корабли Королевского флота, пожар ещё бушевал, поэтому «Bianca C» была взята на буксир, но затонула на 50-метровой глубине. Сегодня «Bianca C» — это самый большой затонувший корабль в Карибском море из тех, к которым можно совершать погружения. Хотя несколько палуб пострадали от огня и были разрушены, а некоторые части судна невозможно узнать, другие его детали по-прежнему различимы вполне отчётливо — обычно дайверы начинают погружения с проникновения в плавательный бассейн в средней части судна. Хотя третья часть этого величественного корабля со стороны кормы за 50 лет оторвалась от него из-за бушующих штормов, «Bianca C» остаётся тем местом, где стоит нырнуть несколько раз. А для дайверов, имеющих соответствующую подготовку, сохраняется возможность во время погружения проникнуть внутрь судна. И даже если навыков погружения на обломках кораблей нет, опытные дайверы будут очарованы микромиром, созданным вокруг этих обломков: сейчас они густо обросли и стали прибежищем целого сообщества морских обитателей, в том числе больших зелёных морских черепах.

Местоположение: Гранд-Анс, Гренада

2. Spiegel Grove

Нет лучшего способа приобщиться к погружениям на обломках затопленных судов у островов Флорида-Кис, чем отправиться исследовать самый знаменитый из местных дайв-сайтов этого типа — американский военный корабль «Spiegel Grove», который является одним из самых крупных в мире специально затопленных кораблей. Как только вы отпустите швартовый трос, вашему взору откроется громадный корабль. В длину главная палуба достигает размеров футбольного поля, а возможно, и двух. Только «дорожка» вокруг этого поля вместо травы покрыта зелёными лучами здвёздчатых коралов, разнообразными альционариями и морскими веерами. Свет, проникающий в рулевую рубку, выхватывает оранжевые кубковые кораллы на её внутренних стенах — настолько толстые, что они, по-видимому, служат своеобразной защитой. Но что действительно бросается в глаза, — это состояние американского флага в носовой части «Spiegel Grove», сплошь облепленного илом, с едва видимыми полосками, которые будто упорствуют, не желая колыхаться в неторопливом течении.

Местоположение: Ки-Ларго, острова Флорида-Кис

3. Pelinaion

Этот бывший греческий пароход когда-то бороздил морские просторы. В длину судно имело 117 метров, а в ширину — 15. Но когда в 1939 году оно прибыло на Бермуды, его капитан просчитался с курсом, потому что в тот момент на маяке мыса Святого Давида из-за войны не было электричества, и он не работал. В нескольких десятках метров от берега судно наскочило на риф. Останки «Pelinaion» теперь разбросаны по рифу. В одном месте стальной корпус судна образует мост между двумя частями рифа, создавая нечто вроде низкой, тёмной рукотворной пещеры, в которой прячутся живущие там окуни. В другом месте образовался уходящий вниз жёлоб из стали и камня, напоминающий впадину, который проходит с относительно небольшой глубины поблизости от берега в носовой части и спускается глубже снаружи рифа. Если погружаться в этом месте, когда позволяют условия, можно встретить снующих здесь трапонов. Ну а между этими участками находятся удивительно узнаваемые части корабля: его носовая часть, запасной винт, гребной вал и, что впечатляет сильнее всего, возвышающийся остов парового двигателя тройного расширения.

Местоположение: мыс Святого Давида, Бермуды

4. YO-257

Раньше YO-257 был портовым танкером американских ВМС, а сейчас он лежит поблизости от побережья национального парка «Даймонд-Хед» неподалёку от Вайкики. По завершении своей долгой и ничем не примечательной службы на флоте корабль был приобретён компанией Atlantis Submarines Hawaii, которая привела его в порядок и в 1989 году установила на морском дне в 30 метрах от поверхности воды, чтобы сделать его жемчужиной чрезвычайно популярных экскурсий на подводных лодках, которые организует компания. Непосредственную выгоду от этого получили дайверы, погружающиеся на Оаху. Хотя воды острова и овеяны историей, а на дне у его побережья лежат несколько настоящих образцов военной техники, погибшей во время войны, только одни останки (а именно, обломки истребителя-бомбардировщика «Корсар») доступны для погружений. К остальным доступ закрыт (как, например, к военным кораблям в бухте Пёрл-Харбор). В противоположность им, YO-257 не только доступен для обследования, но и даёт возможность проплыть сквозь него в кормовой части и полюбоваться великолепными видами.

Местоположение: остров Оаху, Гавайи, США

5. Coolidge

До Второй Мировой войны пассажирский лайнер «Президент Кулидж» («SS President Coolidge») в своих комфортных и респектабельных каютах перевозил состоятельных людей через Тихий океан. Когда судно было мобилизовано в военный флот в качестве транспортёра для перевозки войск, его перекрасили в стандартный для военных кораблей серый цвет и сняли с него большую часть пышного убранства, но некоторые элементы роскоши остались: например, камин в главном салоне для курящих, украшенный великолепной фреской с изображением дамы елизаветинской эпохи и её таинственного единорога. Во время похода, когда «Президент Кулидж» доставлял 43-ю пехотную дивизию на остров Эспириту-Санто, входящий в состав архипелага Новые Гебриды (ныне Вануату), приближаясь к бухте, он наскочил на мины, установленные своими же войсками. Капитан принял молниеносное решение направить корабль на риф и тем самым спас практически всех из 5440 солдат, находившихся на борту, прежде чем лайнер пошёл ко дну. Несмотря на то, что за прошедшие десятилетия корабль побросало по дну землетрясениями, его трюмы остались целыми, поэтому джипы и артиллерия, которыми они забиты, обеспечивают привлекательность этому месту кораблекрушения, и в сезоны погружений сюда так и манит дайверов со всего света.

Местоположение: Вануату, Микронезия

6. Jake Seaplane

Маленький, но могучий «Jake Seaplane» уместился на вершине рифа менее чем в 20 метрах от поверхности и дарит волнующие ощущения от погружений к удивительно хорошо сохранившемуся самолёту времён Второй Мировой войны. Есть в расположении самолёта на верхушке рифа нечто такое, из-за чего кажется, будто он готов взлететь и вступить в бой, а если протиснуться в его кабину, можно будет прочувствовать, каково было японским пилотам. Корор-Харбор на Палау была действующей базой японской морской авиации, где стоял несмолкающий гул двигателей самолётов Aichi E13A (или «Джейк», как их называли союзники), пока в 1944 году США не начали операцию Desecrate One. Точно неизвестно, как конкретно этот «Джейк» оказался на дне, но до сегодняшнего дня это остаётся интригующей загадкой прошлого, которая лежит всего в пяти минутах хода на лодке от берега Корор и открыта для погружений.

Местоположение: Палау, Микронезия

7. U-352

U-352 — это главное место для погружений к останкам затонувших судов у Внешних отмелей Северной Каролины, а учитывая, что эта местность зовётся «Кладбищем Атлантики», это кое о чём говорит. 9 мая 1942 года немецкая подлодка по ошибке атаковала катер Береговой охраны США «Icarus», который уклонился от торпед и в ответ сбросил глубинные бомбы, вынудившие U-352 всплыть на поверхность. Командир лодки приказал команде затопить и покинуть корабль. Хотя внешний корпус уже давным-давно проржавел, прочный корпус остаётся целым, а лодка лежит на песчаном дне с креном в 45° на правый борт.

Местоположение: Северная Каролина, США

8. Shinkoku Maru

Танкер «Shinkoku Maru» был построен в 1941 году для флота Японии и принял участие в нападении на Пёрл-Харбор в качестве корабля снабжения. По воле судьбы 150-метровое судно было потоплено спустя чуть более трёх лет во время внезапной атаки США на остров Трук, известной как «операция «Хэйлстоун»». Американские торпедоносцы-бомбардировщики «Эвенджер» выпустили по танкеру семь торпед, последняя из которых, попав в кормовую часть по правому борту, отправила его на дно. Сегодня корабль покрыт коралловыми образованиями и считается одни из лучших мест для ночных погружений среди множества обломков кораблей, лежащих на дне в лагуне Трук.

Местоположение: лагуна Трук, Микронезия

9. Liberty

Грузовой корабль времён Второй мировой войны «Liberty», принявший смерть от немецкой торпеды, является одним из самых популярных дайв-сайтов Индонезии. 120-метровый корпус судна, разломанный на множество частей, но красиво поросший разноцветными мягкими кораллами и морскими лилиями, покоится на крутом склоне, покрытом чёрным песком, всего в нескольких метрах от каменистого берега деревеньки Туламбен. Корма находится в каких-то 7,5 метрах от поверхности, и густо усеянное морской живностью судно уходит в глубину на 33,5 метра, где лежит его носовая часть. На корабле поселились более 400 видов рыб, в том числе тысячи большеглазых карангов, которые кружатся над обломками, словно серебристое грозовое облако.

Местоположение:деревня Туламбен, Индонезия

10. Odyssey

Погружаться к этому 90-метровому грузовому судну, специально затопленному в местечке под названием Mud Hole, сплошное удовольствие. «Odyssey» разделён на три части и идеально расположился между двумя восхитительными коралловыми рифами. Обстановка вокруг вдохновляет, но внимание фотографов приковывает не что иное, как вертикально возвышающаяся корма судна. Его рулевая рубка имеет в высоту около 25 метров. Сложная сеть стальных перил и лестниц придаёт судну вид, напоминающий пожарные лестницы на небоскрёбах в Нью-Йорке. Обязательно захватите фотоаппарат: этот искусственный риф густо покрыт разноцветной растительностью.

Местоположение: остров Роатан, архипелаг Ислас-де-ла-Баия, Гондурас

11. Kittiwake

Американское судно «Kittiwake» было затоплено только в январе 2011 года, но уже начало покрываться морской растительностью и привлекать подводных обитателей, таких как большеглазые каранги, абудефдуфы, синие хирурги и рыбы-белки, и завоевало сердца дайверов. Наибольшее впечатление из новых жильцов производит 45-килограммовый гигантский групер, которого часто можно встретить неподалёку от винта «Kittiwake». Судно класса Chanticleer, прежде входившее в число спасательных судов подводных лодок, теперь лежит на дне у побережья Севен-Майл-Бич. «Kittiwake» верой и правдой служил флоту на протяжении 54 лет, и был выведен из его состава 30 сентября 1994 года.

Местоположение: остров Большой Кайман, Каймановы острова

12. Superior Producer

Перегруженное разнообразными товарами, судно «Superior Producer» перевернулось с внешней стороны входа в гавань города Виллемстад и затонуло на 30-метровой глубине. Главное место в Кюрасао для погружений к останкам затонувших судов обязан увидеть каждый, и большинство операторов организуют погружения там не реже раза в неделю. Стоящее вертикально судно теперь окутано покрывалом из оранжевых кубковых кораллов и покрыто всевозможными разноцветными губками. В рулевой рубке можно встретить атерин, а также груперов и барракуд.

Местоположение: Кюрасао

Если вы можете дополнить этот список, предложите свои варианты в комментариях ниже. Спасибо.

Лучшие места для рэк-дайвинга

Морские глубины скрывают немало затонувших кораблей, тайны которых привлекают любителей рэк-дайвинга. Одни суда оказались жертвами морской стихии, иные – были умышленно затоплены с целью создания искусственных рифов.

Но все они неизменно манят желающих испытать незабываемое подводное приключение. Вот наиболее интересные места кораблекрушений, которые так привлекают ценителей рэк-дайвинга с различных уголков планеты.

«Yongala», Австралия

Этот дайв-сайт для ценителей рэк-дайвинга располагается вблизи охраняемого ЮНЕСКО морского парка Большой Барьерный риф. 110-метровый пассажирско-грузовой пароход был создан в 1903 году и принадлежал пароходству Аделаиды. В 1911 году при переходе из Мельбурно в Кэрнс судно попало в сильнейший шторм и затонуло. На его борту находилось 122 пассажира, все они погибли.

«Yongala», Австралия

Место кораблекрушение «Yongala» вблизи побережья Таунсвилла было обнаружено лишь в 1958 году. Лежащий на глубине почти в 30 м корабль является одним из самых крупных и наименее повреждённых затонувших исторических судов, которое ежегодно посещают до 10 тысяч дайверов.

Затонувший корабль «Yongala», Австралия

Затонувший «Yongala» был занесён в список исторических ценностей Квинсленда. Это означает, что им можно любоваться, а посещать внутренние помещения запрещается. Весь корпус оброс кораллами, что сделало это место пристанищем многочисленных морских обитателей, многие из которых впечатляют своими масштабами.

Лучшие места для рэк-дайвинга. - «Yongala», Австралия

Дайверы могут полюбоваться здесь огромными груперами и скатами marble rays, а также гигантскими австралийскими каранксами, по соседству с которыми будут проплывать барракуды, осьминоги, черепахи, морские змеи и косяки ставриды. За сотни лет здесь сформировалась уникальная экосистема, а сам затонувший корабль больше поход на подводный город.

«Генерал Ванденберг», Флорида

В отличие от многих иных затонувших объектов, привлекающих любителей рэк-дайвинга, это судно не потерпело кораблекрушение, а было специально затоплено с целью создания искусственного рифа.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «Генерал Ванденберг», Флорида

Построенное в 1943 году и уцелевшее за годы Второй Мировой войны транспортное судно «Генерал Ванденберг» исправно несло военно-морскую службу вплоть до 1983 года. После списания оно перешло в собственность морского заповедника во Флориде и даже поучаствовало в съёмках фантастичного фильма «Virus», а в 2009 году было затоплено в Ки-Уэст.

Дайвинг к затонувшему судну «Генерал Ванденберг», Флорида

Дайвинг к этому рэк-сайту позволяет полюбоваться судном времён Второй Мировой войны и предоставляет уникальную возможность проплыть через спутниковые тарелки и лифтовые шахты. Кроме того, здесь можно полюбоваться разнообразными морскими обитателями, для которых этот корабль стал постоянным жилищем, а также посетить специально созданную для рифа подводную арт-галерею.

«Kittiwake», Каймановы острова

Корабль Kittiwake находится на территории морского заповедника на Каймановых островах. 76,5-метровое спасательное судно эксплуатировалось в период с 1945 по 1994 года. После списания оно было выкуплено и отремонтировано, после чего затоплено на глубине 20 м в районе северо-западной окраины острова Большой Кайман.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «Kittiwake», Каймановы острова

Это было сделано с целью создания искусственного рифа, который с момента его открытия посетило и исследовало более чем 40 тысяч дайверов.

Дайвинг к затонувшему кораблю «Kittiwake», Каймановы острова

Пять палуб затонувшего судна приютили многочисленных разнообразных морских обитателей, что делает посещение этого затонувшего судна ещё более увлекательным подводным приключением.

«Hilma Hooker», Бонайре, Карибы

70-метровый сухогруз «Hilma Hooker» при весьма интересных обстоятельствах был затоплен вблизи южного побережья Карибских островов в 1984 году. На зашедшем в порт Бонайре судне таможенники обнаружили около 12 тонн марихуаны. В процессе разбирательства владелец судна и груза так и не был установлен, и сухогруз был затоплен вблизи побережья.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «Hilma Hooker», Карибы

Судно находится на глубине около 30 м, но воды здесь настолько чисты и прозрачны, что не составляет сложности пройти весь путь до корабля без особых затруднений.

Дайвинг к затонувшему кораблю «Hilma Hooker», Карибы

Сухогруз оброс кораллами и представляет собой интересное место для знакомства с многочисленными большими и малыми представителями морской фауны.

Блокшив «Табарка», Скала-Флоу, Шотландия

«Табарка» — один из трёх блокшивов, которые были затоплены в проливе Burra Sound с целью создания искусственного препятствия для продвижения вражеских кораблей к островам Шотландии. Судно перевёрнуто и обладает множеством входов для любопытных дайверов, желающих исследовать этот затонувший объект.

Лучшие места для рэк-дайвинга - Блокшив «Табарка», Скала-Флоу, Шотландия

На погружение в холодные воды решится далеко не каждый дайвер, но этот затонувший корабль не зря называют «подводным собором», который влечёт к себе любопытных исследователей тайн морских глубин. Вся поверхность судна покрыта множеством красочных анемон. Посещение этого дайв-сайта для рэк-дайвинга требует в особенности тщательной планировки и подготовки, но впечатления от этого погружения стоят всех затраченных усилий.

«Liberty», Индонезия

Затонувшее американское грузовое судно «Liberty» является одним из наиболее популярных мест для рэк-дайвинга в Индонезии. В 1942 году оно было повреждено торпедой, выпущенной японской подлодкой, и при попытке спасения было отбуксировано в сухой док, а впоследствии отправлено на побережье Туламбен.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «Liberty», Индонезия

Сейчас оно располагается на песчаном дне всего в 30 м от побережья. Этот дайв-сайт сейчас находится в запущенном состоянии, так что уже не получится осуществить погружение внутрь его, но всё так же можно полюбоваться его пушками и котлами. Кроме того, этот затонувший корабль является жилищем для более 400 видов индонезийских рифовых рыб. Это одно из лучших мест для ночного рэк-дайвинга.

Паром «Зенобия», Кипр

Этот паром был спущен на воду в 1979 году, но затонул в свой первый же рейс, идя из Швеции в Сирию. Никто не пострадал, а вот само судно лежит на дне перевёрнутым на бок примерно в 42 метрах от побережья Ларнаки на Кипре.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «Зенобия», Кипр

В особенности интересным делает дайвинг к этому затонувшему судну тот факт, что на его борту в момент крушения находилось 120 транспортных средств, которые также затонули.

Дайвинг к затонувшим кораблям - «Зенобия», Кипр

Этот дайв-сайт подходит для опытных дайверов, которые могут проплыть вдоль всего 72-метрового корпуса парома и посмотреть на обломки грузовиков и остатки грузов.

«Кладбище Атлантики», Северная Каролина, Америка

Регион Северной Каролины известен как местность, где затонуло огромное количество кораблей. Здесь насчитывается от 600 до 1500 дайв-сайтов, которые могут быть интересны для любителей дайвинга к затонувшим кораблям.

Дайвинг к затонувшим кораблям - субмарина U-352

Один из наиболее известных рэк-сайтов – грузовое судно «Hutton», которое было затоплено в 1942 году немецкой подводной лодкой. Оно лежит на глубине в 21 м в 22 км к югу от Морхед-Сити.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «Кладбище Атлантики», Северная Каролина

Иное популярное место рэк-дайвинга – затонувшая немецкая субмарина U-352, которая пошла на дно в 1942 году. Она располагается на глубине 35 м в 40 км от Морхед-Сити. Среди огромного разнообразия затонувших судов в этом регионе также можно полюбоваться множеством тигровых акул.

«President Coolidge», Вануату

Это одно из крупнейших и наиболее доступных мест кораблекрушений. Созданный изначально как роскошный лайнер, корабль «President Coolidge» впоследствии в годы Второй Мировой войны был преобразован в военное судно.

Лучшие места для рэк-дайвинга - «President Coolidge», Вануату

Корабль затонул в октябре 1942 года, сев на мель. Все находившиеся на борту были спасены до того, как судно оказалось на дне.

Дайвинг к затонувшим кораблям - «President Coolidge», Вануату

Для дайверов погружение к этому дайв-сайту позволяет одновременно полюбоваться и очертаниями роскошного круизного судна, и военным кораблём. Коралловые рифы опутали это затонувшее судно и стали пристанищем морских черепах и мурен.

Обсудить статью на форуме

Авторы статьи: Светлана

Источник http://anywater.ru/pubs/12-wrecks-you-should-dive/

Источник http://proboating.ru/articles/entertainment/best-places-wreck-diving/

Источник