Хранители Священного моря

 

Хранители Священного моря

Двести волонтеров-железнодорожников, представляющих все 16 магистралей ОАО «Российские железные дороги», за три дня расчистили от мусора прибрежную территорию Кругобайкальской железной дороги и благоустроили береговую линию озера в Слюдянском районе.

В этом году организаторы акции

В этом году организаторы акции «Чистые берега Байкала» собрали в одну сплоченную команду рекордное количество волонтеров. / Пресс-служба ОАО «РЖД»

— Акция «Чистые берега Байкала» проходит третий год подряд. Это важное и постоянное мероприятие, к которому мы готовимся целый год. Железнодорожники, люди с активной жизненной позицией, волонтеры со всех 16 железных дорог компании приезжают на Байкал, очищают берега и пляжи, убирают то, что выбросило озеро и оставили туристы. Мы руководствуемся принципом: после нас должно быть лучше, чем до нас. И не только на производстве, но и во всей нашей жизни. Мы уверены, что делаем полезное и нужное дело, — говорит директор ОАО «РЖД» по коммуникациям — начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Юрий Нагорных.

В 2021 году железнодорожники впервые вышли на Байкал с экологической миссией. Тогда волонтеры ударно поработали в поселке Танхой: за три дня не только очистили берега, но и построили экологическую тропу с деревянным настилом и мостиками от железнодорожной станции до визит-центра Байкальского заповедника. «Танхойская верста» — так назвали 1,2 километра пути — до сих пор служит людям и снижает антропогенную нагрузку на этом маршруте.

От города к городу

В прошлом году местом проведения акции стал город Северобайкальск. Кроме генеральной уборки на берегах и благоустройства городского пляжа, волонтеры при помощи водолазов Росгвардии очистили дно Байкала у городского причала. Собранные тогда автомобильные покрышки и металлолом едва вместились в 20 тонный грузовик.

В этот раз железнодорожникам пыталась помешать погода: на несколько дней зарядили проливные дожди. Однако волонтеры без дела не сидели: берега Байкала и реки Слюдянки были очищены от валежника и бытового мусора, облагорожена городская площадь. Заметно похорошел парк «Железнодорожник». Бетонный парапет набережной украсили яркие граффити, а на пляже были установлены столь необходимые отдыхающим лежаки.

— Нынешний проект — это совместное мероприятие с администрацией Слюдянки. Мы вместе определили фронт работ, и ребята выполнили все, что запланировали. Было четко все организовано, с соблюдением мер безопасности каждого из участников, волонтеры работали без сбоев и, верю, оставили о себе добрую память в этом городе, — поделился с «РГ» начальник Восточно-Сибирской железной дороги Вадим Владимиров.

К слову, в этом году организаторы акции «Чистые берега Байкала» собрали в одну сплоченную команду рекордное количество волонтеров.

— Мы ввели отличное новшество — разрешили брать с собой на «Чистые берега» детей, — рассказал волонтер с Забайкальской железной дороги, начальник Центра оценки мониторинга персонала и молодежной политики Сергей Строкович. — Поэтому со мной жена и 12 летняя дочка. Для того чтобы попасть в этот прекрасный сводный отряд, нужно соблюсти ряд условий. А главное, семья должна быть железнодорожная и активная. Мы с супругой весь год участвовали в разных волонтерских инициативах на своей дороге. Прекрасный стимул такой работы — попасть на эту акцию. И дети, а их здесь довольно много, на деле учатся бережно относиться к природе, берут пример с родителей, помогают и чувствуют себя причастными к важному делу.

Команда из Воронежа — сотрудники Юго-Восточной железной дороги — оказалась одной из самых многочисленных делегаций на акции. Четырнадцать волонтеров в составе единой команды работали с полной самоотдачей.

— Конечно, в первую очередь была обеспечена наша безопасность, — отметила председатель профсоюзной организации юго-восточной дирекции по тепловодоснабжению Наталия Астахова. — И даже несмотря на почти непрекращающийся дождь, мы считаем себя самыми счастливыми людьми: восторг невероятный от Байкала, от единомышленников, от того, что в наших силах сделать мир чуточку лучше. Работы мы не боимся, все, что от нас зависело, сделали. И обязательно перед отъездом пойдем купаться!

Курс — на «зеленые» рельсы

Конечно, природоохранная деятельность компании не ограничивается экологическими акциями. В настоящее время ОАО «РЖД» осуществляет строительно-монтажные работы на 18 объектах, которые входят в Центральную экологическую зону Байкала. Один из ярких примеров этому — реконструкция станции Андриановская, которая проведена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Так, для переноса участка дороги был выделен участок леса площадью 10 гектаров. Естественно, вырубки полностью компенсировали посадкой новых деревьев. А еще в Иркутское водохранилище выпустили мальков омуля и хариуса.

— Горловина станции была перенесена на прямой участок. Благодаря этому сократился межпоездной интервал, а значит, расшито узкое место Транссиба. В ходе реконструкции получилась современная станция, соответствующая всем требованиям безопасности. А вопросы экологии у нас всегда были на первом месте. Например, здесь установлены локальные очистные сооружения (ЛОС). Два ЛОС находятся в горловинах, они оснащены резервуарами объемом 60 кубометров каждый. Теперь талые и дождевые воды собираются в резервуары, и по мере их наполнения вода отвозится на очистные сооружения в Слюдянку. Таким образом, стоки не попадают в реку Ангасолку, а из нее — в Байкал. По окончании реконструкции поселок, в котором жили строители, был полностью демонтирован, а земля под ним рекультивирована, — пояснил Вадим Владимиров.

Кроме очистных сооружений, вдоль железнодорожного полотна на этой станции установлен шумозащитный экран. Теперь жителей деревни не беспокоит грохот проходящих составов.

Честный контроль

На станции Андриановская все для людей. Автоматический подъемник на перрон для маломобильных граждан — яркая тому иллюстрация. А еще здесь ведется незаметный на первый взгляд экологический контроль окружающей среды.

В прошлом году введены в работу два мобильных автоматизированных поста автоматического контроля атмосферного воздуха. Один из них, на базе микроавтобуса «Форд», курсирует на южном участке ВСЖД, а второй, установленный на КамАЗе, базируется в Северобайкальске. С помощью современного оборудования на всех объектах санитарно-защитных зон, включая объекты реконструкции и строительства БАМа и Транссиба, проводится экологический мониторинг.

— Передвижной экологический комплекс раз в неделю на всех участках строительства производит забор проб воздуха, воды, почвы, параллельно фиксируются погодные условия. Затем результаты мониторинга в режиме реального времени передаются на сервер ОАО «РЖД», — рассказывает начальник производственно-экологической лаборатории ВСЖД Марина Бардина.

Кроме этого, на станциях Северобайкальск и Слюдянка 1 внедрены две стационарные системы автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха. Это малогабаритные посты автоматического контроля, которые собирают информацию о концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеоданные в режиме реального времени.

Для защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности РЖД создала единый цифровой комплекс. Именно туда стекается вся информация с Байкальской природной территории, обрабатывается и анализируется.

Справка «РГ»

По итогам 2022 года Восточно-Сибирская железная дорога стала обладателем знака экологической культуры Иркутской области за реализацию экологических проектов по сохранению экосистемы озера Байкал при модернизации и строительстве объектов БАМа и Транссиба.

В завершающий день акции «Чистые берега Байкала» к волонтерам присоединилась группа депутатов Государственной думы. «Иркутская область — железнодорожный регион. И депутатский корпус всегда обращает внимание на экологические факторы, защиту Байкала от антропогенного влияния. Особенно пристальным взгляд на Байкал стал, когда несколько лет назад Государственная дума приняла поправки в закон, разрешающий модернизацию БАМа и Транссиба в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Ведь железная дорога проходит по берегу Байкала — и на севере, и здесь, на юге. Поэтому мы следим, как железнодорожники оберегают байкальскую природу. Хочу сказать, что ситуация изначально была под контролем, и многие российские компании должны брать с РЖД пример ответственного отношения к нашей природе, — рассказал депутат Госдумы Сергей Тен.

Источник https://rg.ru/2023/07/12/reg-sibfo/hraniteli-sviashchennogo-moria.html

Источник

Источник