На авто по Европе. Что важно знать? Опыт путешествия из Минска до Марселя на Жигули

 

На авто по Европе. Что важно знать? Опыт путешествия из Минска до Марселя на Жигули

– Путешествие – это свобода. Мне нравится, когда есть конечная точка в маршруте и ты сам решаешь, какой дорогой к ней идти. Такую гибкость на дальних расстояниях дает только автомобиль. Ты можешь день в день решать, в каком городе окажешься завтра, внезапно отправиться по серпантину через горы или продолжить путь вдоль побережья, – говорит Павел Самолазов.

Этим летом он в компании троих друзей проехал более 5 700 км по маршруту Минск-Марсель на Жигули 1977 года. Мы поговорили с Пашей о европейских трассах, бензине, виньетках, парковках… В общем, обо всем, с чем вы столкнетесь, если решите отправиться в путешествие по Европе на машине.

Мне 300 лет, я выполз из тьмы. Почему авто могут не пустить за пределы страны?

– Машине, на которой мы отправлялись в путешествие 40 лет. Мы не знали, пустят ли такую в Евросоюз. Чтобы не рисковать, опробовали заранее литовскую границу и прошли ее без проблем, – делится лайфхаком Павел.

В Европе эксплуатация авто и сам процесс их производства регулируется сотнями правил и десятками директив. У многих из нас на слуху такие термины, как Евро-5 (4,3,2 и так далее). Касаются они экологических требований. Страшно? Нет, потому что, если вы отправляетесь за границу как турист, о них можно не волноваться. Экологические нормы распространяются только на авто, которые хотят поставить в Европе на учет. То есть пересечь границу ЕС вы можете практически на любой машине. Вряд ли пограничная служба начнет измерять уровень «СО/СН» в выхлопных газах или высоту протектора шин, если вы приехали не на откровенно разваливающейся и коптящей колымаге с лысыми колесами. Если ваше авто прошло стандартный техосмотр в Беларуси – значит, можно паковать чемоданы.

Здесь надо знать разницу между «попасть в Европу на вашем авто» и «попасть на нем же куда-то в Европе». Поясним игру слов: в некоторых странах ЕС (например, в Германии, Бельгии, Австрии) есть экологические зоны, в которые допускаются только авто, соответствующее стандарту Евро-5.

Зеленая карта. Как работает обязательная страховка для авто?

Если вы хоть раз пересекали границу ЕС на своем авто, то точно знаете про «зеленку». Это вид страхования, которое является обязательным при выезде за рубеж. Скажем больше, без «зеленой» карты вас не пустят через границу или, если случайно пустят, оштрафуют на 1 000 евро и более.

«Зеленка» признается на территории 48 стран: ее ратифицировала вся Европа, включая Беларусь, а также Россия, Турция, Израиль, Марокко, Тунис, Иран и Азербайджан. Этот вид страхования гарантирует, что в случае ДТП специальное Бюро, относящееся к стране, где произошла авария, осуществит все возмещения потерпевшей стороне.

Важно! «Зеленая» карта не освобождает от уголовной ответственности. Поэтому тщательно изучите правила дорожного движения стран, по которым вы планируете колесить, чтобы не оказалось, что именно там проезд на мигающий красный карается тюрьмой.

Полиции не видели от слова «совсем», но про большие штрафы слышали

Со штрафами в Европе все действительно строго. Пройдемся по основным пунктам:

– Алкогольное опьянение. Есть страны, в которых допустимое содержание алкоголя в крови – ноль промилле. Такая дисциплина действует в Чехии, Венгрии и Словакии. За малейшее отклонение от нормы – штраф от 100 до 970 евро. А есть страны, в которых за 0,5 и более промилле можно лишиться прав, попасть под стражу или заплатить штраф 10 000 евро. Это мы про Люксембург.

– Разговоры по телефону за рулем. Диапазон штрафов в ЕС за этот проступок от 15 евро в лояльной Латвии до 230 евро в Нидерландах. К слову, гарнитура блю-туз не всегда выход из ситуации. Например, во Франции еще в 2015 года разговоры через наушники во время вождения запрещены.

– Невключенный ближний свет. Если у нас ближний свет нужно включать только в период акции «Дети в школу», то у европейских автомобилистов это must have в любое время дня и пору года. Штраф колеблется от 7 евро в Литве до 160 евро в Норвегии. Средний диапазон – 40-60 евро. Использовать ближний свет следует и в населенном пункте, и за его пределами.

– Наличие светоотражающего жилета. Мелочь, но в некоторых странах можно лишиться от 14 евро (Австрия) до 120 евро (Венгрия). Жилет пригодится вам, если в ночное время случится поломка и придется покинуть машину для того, чтобы разобраться в ситуации. Проще говоря жилет – это большой фликер.

– Превышение скорости. Скоростной режим в Европе отличается от белорусского. Ехать по населенным пунктам можно со скорость 50 км/ч, если знаками не предписано другое. Ограничение скорости для легковых автомобилей на автомагистралях в большинстве стран Европы от 120 до 130 км/ч. В Германии на автомагистралях 130 км/ч это только рекомендуемая скорость. На практике больше 50% автомагистралей в Германии ограничения скорости не имеют.

В каждой стране взыскания за превышение скорости будут разные, вплоть до лишения прав и уголовной ответственности. В Германии, например, за превышение в 10 км/ч вы заплатите 15 евро, а за лишние 50 км/ч – 240 евро, в Польше от 50 до 400 евро, в Норвегии за 20 км/ч сверх установленного режима придется заплатить 700-900 евро, а если вы превысили скорость на 35 км/ч, то можно оказаться в тюрьме. В Португалии и Словении за превышение на 40 км/ч и более лишают прав.

С одной стороны, прежде, чем разгоняться по европейским дорогам, лучше дважды подумать, но с другой, на практике все не так страшно.

– Мы проехали 5 700 км и не встречали на дорогах полицию. От слова совсем, вспоминаем Павел. – Когда мы ехали по автобану в Германии, нам пришлось остановиться прямо на дороге. У нас закончилось топливо. Слышал, что за такое дают штраф. Пока двое ребят пошли на заправку за канистрой, мы ждали около машины. Мимо проехала полицейская машина, но внимания на нас никто не обратил.

Качу, куда хочу и плачу, плачу, плачу. Сколько стоят платные дороги?

– Иногда мы ехали по стране и не знали, есть ли здесь платные дороги и на какой дороге – платной или бесплатной – мы находимся сейчас. Да, можно было почитать заранее, но нам было интереснее узнавать все на собственном опыте. О виньетках тоже узнавали в процессе. На границе со Швейцарией нас остановили пограничники, проверили машину и пояснили, что дороги у них платные, купить виньетку можно на заправке. На обратном пути, когда виньетка была наклеена на лобовое стекло, нас никто не останавливал, вспоминает Павел.

Страны Европы можно разделить на 3 группы:

  1. Те, в которых оплата производится за пройденный участок. В этом списке большинство стран Европы, в том числе Беларусь. Платные участки дорог есть в Польше, России, Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии, Великобритании, Норвегии и других.
  2. Те, в которых нужно приобрести виньетку на определенный срок. Такая практика существует в Австрии, Болгарии, Венгрии, Молдавии, Словакии, Словении, Румынии, Чехии и Швейцарии. Цена виньетки очень разная, зависит от страны и срока пребывания. Например, в Швейцарии она стоит 40 евро на год, а в Словакии – 10 евро на 10 дней.
  3. Те, в которых все дороги бесплатные. Легендарные немецкие автобаны – бесплатные. Не нужно платить за пользование дорогами в Бельгии, Люксембурге, Дании, Албании, Македонии, Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Швеции, Украине.

Синий цвет – плата за участок, красный – виньетка, зеленый – дороги бесплатные

– Мне более удобными кажутся виньетки: один раз заплатил и ездишь по стране. С оплатой за определенный участок у нас, например, случился форс-мажор. В Италии мы ехали в Геную по платной дороге. В рамке на въезде взяли талончик, но потеряли его во время нашей ночевки на этом отрезке пути. На следующий день подъехали к рамке для выезда из этой зоны и поняли, что оплатить дорогу и, соответственно, выехать, можно, только предъявив талон. Попробовали обратиться в техподдержку – там все на итальянском. Нам помог местный житель, который ехал за нами. Разобрался в ситуации, нажал нужные кнопки, и мы проехали, делится своим опытом Павел Самолазов.

Виньетка – это наклейка, которая располагается на лобовом стекле авто. Страны, которые практиковали бумажные виньетки, сейчас переходят на новую систему электронных виньеток. Она уже работает в Молдавии, Австрии, Словакии, Румынии, Болгарии и Венгрии. Купить виньетку можно не только на АЗС, отмеченных специальным знаком в стране пребывания, но и на некоторых АЗС стран-соседей. В случае с электронной виньеткой вам выдается чек при оформлении ее на АЗС или приходит подтверждение в виде смс при покупке через интернет.

Незаменимым помощником в дороге станет Автокарта МТБанка. С кэшбэком 3% на АЗС по всему миру путешествовать станет выгоднее, а 10% кэшбэк у автопартнеров в Беларуси поможет подготовить машину к долгому пути.

Такой же, но в 2 раза дороже. Где лучше покупать топливо в Европе?

Топливо в Европе дороже в среднем в 2 раза. С этим фактом белорусскому путешественнику смириться сложно, поэтому абсолютное большинство заправляет бак до отказа на границе. Но если впереди пару тысяч километров, все равно придется заправляться в Европе. Цены варьируются не только в зависимости от страны, но и от настроения владельцев заправки.

Стоимость бензина на заправках не поддаётся логике. Мы ни разу не угадали. В Италии бензин оказался дороже, чем во Франции. А в Швейцарии дешевле, чем в Австрии. Бензин на трассе дороже, чем в городах. А цены в одной сети могут кардинально отличаться даже в радиусе пары километров. И…. осторожно с французскими заправками самообслуживания. На них при каждой заправке дополнительно блокируется 120 евро (иногда и больше, как правило, блокирующаяся сумма равняется средней вместимости бака (45-50 литров), – рассказал Павел.

Средняя цена литра 98 бензина 1,5 евро, но на практике она может оказаться ближе в 1,8 – 2 евро. Самое дорогое топливо в Нидерландах, Италии, Греции, Португалии и Дании. А самое дорогое дизельное топливо – в Швеции.

Карта цен на бензин в Европе. Источник: https://autotraveler.ru/spravka/benzine-in-europe.html#.XWj5-ugzY2w

Газовые заправки (обозначаются LPG) в достаточном количестве присутствуют по всей Европе. Цена колеблется от 0,34 евро (кстати, столько стоит газ в Беларуси) до 0,84 евро в Швеции

Вода, ночлег и придорожный сервис

Когда собираешься в путешествии на авто, больше думаешь именно о машине, но Павел Самолазов рекомендует предусмотреть и такие мелочи, как вода.

В Швейцарии пол литра воды стоило 2-3 евро, в Жигули нет кондиционера и пить хотелось постоянно. Часто приходилось терпеть, потому что это наносило удар по бюджету. Самая дешевая бутилированная вода во Франции.

Также Павел рекомендует очень внимательно обдумать вопрос ночевок. Когда вы едете на авто, то можете не рассчитать время своего прибытия, а хозяин может вас не дождаться и уйти спать.

Именно так случилось, когда мы ехали в Геную. Мы рассчитывали, что должны приехать до полуночи, но хозяин в 23 часа сказал, что ждать больше не может, и уехал вместе с ключами. Мы ночевали на парковке. Очень волновались, что нас арестуют и депортируют, но все обошлось.

В Монако снять жилье дешевле 1000 евро за ночь было вообще нереально, и мы тоже выбрали платную парковку. Ночью слушали, как мимо нас пролетают на своих Maserati, Bentley и Ferrari состоятельные люди. Кстати, больше всего там именно русскоязычной аудитории.

Самый креативный ночлег – сеновал в Швейцарии за 35 евро на человека. Утром хозяин угощает домашним сыром, маслом и булочками. От желающих остановиться у него нет отбоя.

Лучшее сочетание цена-качество у придорожного сервиса Польши. В Австрии, чтобы воспользоваться санузлом на заправке, нужно заплатить от 1 до 3 евро, в Германии плата взимается не на всех заправках. В Швейцарии – все шикарно и бесплатно.

– Люди везде приветливые и общительные. Многие обращали внимание на наше нестандартное транспортное средство. Особенно в Италии, ведь Lada входит в концерн Fiat. В плане человечности нас покорила Швейцария. Мой друг забыл барсетку с деньгами и документами прямо на траве в одном из тех мест, где мы делали остановку и фотографировались. Мы вспомнили об этом, отъехав на приличное расстояние. Пришлось вернуться. Нас там ждала пара пожилых швейцарцев, которая нашла документы. Это было очень трогательно.

Говоря о новых маршрутах, Павел не скрывает – планы есть. Но пока предпочитает их не озвучивать.

3 интересных факта о путешествии из Минска в Марсель и обратно

  1. Общая дистанция маршрута – 5571 км (Барановичи — Вроцлав — Прага — Хейтерхов — Генуя — Монако — Ницца — Сант-Поль-де-Ванс — Антиб — Канны — Марсель — Аткомб — Нюрнберг — Лодзь — Барановичи).
  2. Путь занял 10 дней. Ребята проехали 9 стран: Польша, Чехия, Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Монако, Франция. Германию, Швейцарию и Польшу поперёк проехали два раза.
  3. Весь путь проехал за рулем один человек.

Вы можете поделиться статьёй

twitter linkedin telegram vk

Читайте нас в Telegram первыми узнавайте о новых статьях!

Как сделать офис более чистым и экологичным

Вас также может заинтересовать

26 Апр 2023 · Лайфхаки Экономия, гигиена и сортировка. Как сделать офис более экологичным?

С экономической точки зрения, половина всей коммерческой деятельности в той или иной степени зависит от природного капи.

Схемы мошенников на маркетплейсах

04 Апр 2023 · Лайфхаки Как не попасться на мошенников: схема развода с удаленной работой на маркетплейсах

Не все то золото, что блестит, бесплатный сыр – только в мышеловке. Народные мудрости учат тому, что слишком привлекате.

Неконструктивная Критика - Как распознать и Защититься

28 Мар 2023 · Разное Неконструктивная критика: как распознать и защититься

Обратная связь — вещь крайне ценная как в профессиональной, так и в личной жизни. Однако негативная обратная связь, то .

Достижение учебных целей

27 Мар 2023 · Разное Учитесь без промахов: 7 практических советов для достижения учебных целей

Каждый из нас не единожды был в своей жизни в роли ученика: в школе, университете, на различных курсах и дополнительном.

Путешествие в Европу на собственном автомобиле – маршрут через Беларусь, Польшу, Чехию и Германию

Авторские туры в Кыргызстан

В этой статье я расскажу о своем опыте путешествия. Это была поездка в Европу на автомобиле, мы впервые отправились в самостоятельное путешествие. Ехали на свой страх и риск, имея в запасе две недели отпуска.

Многие мечтают исколесить всю Европу, увидеть достопримечательности, знакомые с детства по фотографиям, понять другую культуру, посмотреть, чем живут люди. И я одна из этих мечтателей. Поездка в Европу на машине — моя первая попытка претворения этой мечты в жизнь.

Рафинированные предложения турфирм, где за вас все продумали, хороши для пляжного отдыха. Если же вы хотите отправиться именно в путешествие, организуйте все сами. Да, это не всегда просто, но результат стоит того.

Из статьи вы узнаете о том, что нужно обязательно сделать до поездки, с чем мы столкнулись в процессе путешествия, найдете советы, куда отправиться и что посмотреть в Чехии и Германии на машине.

Что вы узнаете:

  1. Подготовка к поездке
  2. Какие документы нужны
  3. Несколько советов
  4. Начало путешествия и дорога до Чехии
  5. Россия и Беларусь
  6. Польша
  7. Чехия
  8. Прага
  9. Германия
  10. Дорога домой

Подготовка к поездке

Для того, чтобы наша поездка в Европу на автомобиле состоялась, необходимо было предусмотреть все возможные риски и подготовить документы.

Самое главное — это техническое состояние машины.

У нас на тот момент был старенький Меган. Мы рисковали, когда решили отправиться на нем в такое путешествие. Перед поездкой мы сделали диагностику машины, поменяли расходники, купили ремкомплект для колес, дополнительные лампочки ближнего света (если перегорят, могут оштрафовать) и взяли с собой минимальный набор инструментов на случай, если произойдет незначительная поломка. Подготовка машины (в основном, мы проверяли подвеску) вместе с расходниками обошлась нам в 3500 руб.

Какие документы нужны

Помимо паспортов, шенгенской визы и стандартной страховки, у вас должна быть оформлена грин карта на машину. Звучит так, будто вам нужно будет пройти внеплановое ТО, но по сути это та же страховка автомобиля, которая действует при выезде за пределы страны. Оформляется просто и быстро. Нам обошлась около 2500 руб.

Несколько советов

Нужно купить светоотражающие жилеты (на трассах в Европе нельзя выходить из машины без него). Могут пригодится бумажные карты. Также проверьте огнетушитель, знак аварийной остановки и трос.

Отель выбирайте и бронируйте заранее. Это придется сделать хотя бы потому, что бронь нужна для получения шенгенской визы.

Я забронировала отель в Чехии (3* с завтраками и бесплатной парковкой) на неделю, так как мы планировали основную часть времени провести в этой стране. Номер на двоих нам обошелся примерно в 12 000 руб.

Не лишним будет сделать копии документов.

Начало путешествия и дорога до Чехии

Россия и Беларусь

поездка в Европу на автомобиле. Брестская крепость / фото автора

Первую часть пути по территории России и Беларуси мы брали попутчиков на сайте Bla Bla Car.

Это позволяет полностью окупить бензин и даже остаться в плюсе. Кроме того, когда знакомишься и общаешься с новыми людьми, время за рулем течет быстрее, поэтому 1300 км от Воронежа до Бреста мы преодолели легко.

Останавливались только несколько раз, чтобы пеекусить и размять ноги. Выехав после обеда из Воронежа, утром следующего дня мы уже были в Бресте.

Беларусь показалась мне безлюдной. По крайней мере, по трассе лис мы видели больше, чем людей. Населенные пункты встречаются редко, в основном, поля и леса.

Понравилось то, что на всех заправках фиксированная цена на бензин. На тот момент литр 92 стоил 1.11 белорусских рублей, примерно как у нас. Не нужно думать, где подешевле заправить полный бак. Дороги, в целом, хорошие, но далеко неидеальные.

Приехав в Брест, я первым делом нашла недорогой отель.

С дороги мы сильно устали, надо было нормально выспаться. Вечером прогулялись по центру. Брест — довольно уютный городок. Цены на продукты примерно такие же, как у нас, а вот зарплаты, как нам рассказывали попутчики, значительно ниже.

На следующий день мы снова собрались в путь. До границы с Польшей там рукой подать, поэтому по пути решили заехать посмотреть Брестскую крепость. Это место действительно стоит посетить. Там особая атмосфера, которую не передать словами этого. События Второй мировой войны наложили отпечаток на те места.

На таможне мы простояли неожиданно долго, возможно потому, что многие ездят в Польшу для перепродажи чего-либо. Пока мы стояли на заправке, видели, как через речку на границе переправляют бочки (наверное, контрабанда бензина). В Польше и по всей Европе цена на него выше примерно в 2 раза. Поэтому поездка в Европу на автомобиле может выйти очень дорогой, если много ездить.

Кстати, заправка есть недалеко от границы. Мы залили полный бак.

На таможне машину досматривают недолго. Если вы не вызываете подозрения, то просто бегло заглянут в салон, попросят открыть багажник в автомобиле, возможно, поверхностно осмотрят сумки. Дальше поездка в Европу продолжилась уже в Польше.

Польша

Пробка на границе с Польшей / фото автора

Дороги в Польше близки к идеальным, при этом везде стоят предупреждающие знаки, яркая разметка и ограничение скорости 50 км/ч. Местные ездят куда быстрее, но мы не рисковали, зная, какие могут прийти штрафы за нарушение ПДД в странах ЕС.

Варшаву проехали ночью.

Решили не останавливаться в этом городе, так как хотелось побыстрее попасть в Чехию. Да и движение в чужой стране было поначалу непривычным. Где-то в районе Лодзя мы немного заплутали, съехав не на ту развязку, и дорога повела нас по селам и весям.

Деревушки выглядели довольно бедно, зато чисто и ухожено. Много переездов, скорость везде не больше 50 км/ч. Заехав в какую-то лесополосу, мы решили отдохнуть, перекусить и подремать. Потом мы продолжили путь, выехали обратно на трассу и довольно быстро добрались до Чехии.

Чехия

Чехия. Кутна гора / фото автора

Тут с дорогами все уже не так радужно, как в Польше.

К тому же, очень просто заблудиться — все населенные пункты обозначены табличками на чешском языке с маленькими узкими буквами. Пока прочитаешь название, проедешь развязку.

Вернуться обратно не всегда просто — далеко не везде есть развороты. Мы несколько раз сворачивали не туда, потом приходилось возвращаться и спрашивать у местных, как лучше выехать на трассу.

Про общение с чехами стоит упомянуть отдельно. Я немного знаю чешский. Спрашивая у прохожих, как попасть куда-то, начинала говорить по-чешски, потом понимая, что словарного запаса не хватает, продолжала на английском и заканчивала на русском. Удивительно, но меня прекрасно понимали, несмотря на сумбурную речь. Некоторые чехи понимают русский лучше, чем английский, особенно старшее поколение.

Первая остановка в Чехии была в Кутной Горе.

Мы хотели заехать в знаменитую костницу, но попали туда уже во второй половине дня, когда она была закрыта. Заехали в город, припарковались у местного супермаркета и пошли гулять. Городок меня очаровал с первого взгляда — мощеные улочки, красивая архитектура, при этом практически нет людей на улицах.

Ощущение, что мы попали в прошлое.

Обойдя весь город, мы стали искать отель или хостел для ночевки. Однако, в этом пустом с виду городе, ни в одном отеле не было мест. Дело в том, что на выходные в Кутну Гору приезжают немцы погулять и выпить дешевого чешского пива. Все бары и отели в это время забиты. Без предварительного бронирования найти номер и даже кровать в хостеле, оказалось нереально. Пришлось спать в машине, а рано утром наша поездка в Европу на автомобиле продолжилась в Чехии.

Прага

поездка в Европу на автомобиле. Панорама Праги / фото автора

Добравшись до отеля, мы заселились, отдохнули с дороги и пошли гулять по городу.

Машину оставили у отеля. В центре парковка платная, как и в большинстве стран Европы.

Передвигаться по Праге проще всего на трамвае, однако стоит учитывать, что один билет рассчитан на определенное время поездки. Если вы покупаете билет на 30 минут, а поездка занимает 35, то контролер при проверке может вас оштрафовать. Поэтому лучше всегда следить за временем.

Наш отель располагался недалеко от центра, примерно полчаса пешком, поэтому мы часто вообще не пользовались транспортом, а просто гуляли.

Особенно приятно гулять вечером по Старому городу — Староместской площади, Карловому мосту, Пражскому граду. В центре достопримечательности и архитектурные памятники стоят практически на каждом углу. Отдельного рассказа достоин собор Святого Вита и Вышеград.

В Праге, помимо известных всем достопримечательностей, стоит посетить кафе «У Медведкоу». Там варят неплохое пиво разных сортов. За 3 дня мы посмотрели все самое интересное в столице Чехии и решили съездить на 1 день в Германию.

Германия

Вид с моста на Дрезден / фото автора

Сначала мы отправились в Дрезден. Это очень чистый и уютный город. Везде велосипедные дорожки, газоны и цветы.

Дрезден был полностью разрушен во время Второй мировой войны и отстроен заново по сохранившимся фотографиям и чертежам. Чтобы обойти весь город и даже окраины нужно максимум пол дня.

На периферии можно посмотреть на завод Фольксваген и зайти в местную молочную лавку, где когда-то фермеры продавали свою продукцию. Искали это место долго, на деле оказался обычный магазинчик.

Цены в Дрездене кусаются. Обычная сосиска с булочкой на улице стоит €2,5, пиво примерно так же.

Удивило то, как местные родители передвигаются по городу с детьми на велосипедах. Они пристегивают специальный прицеп на колесиках сзади, сажают туда ребенка и едут по своим делам. У них нет никаких опасений, что ребенок может выпасть или их кто-то подрежет по ходу движения. Они абсолютно спокойны и уверены в безопасности.

На обратном пути мы заехали в место под названием Саксонская Швейцария. Это удивительный природный заповедник с множеством обрывистых скал, среди которых можно долго гулять. Одно из тех мест, куда хочется возвращаться.

Дорога домой

поездка в Европу на автомобиле. В центре Праги / фото автора

Последние дни путешествия мы решили посвятить отдыху — пробовали местные сорта пива, национальные чешские блюда, гуляли по паркам, заходили в соборы и даже на кладбища (это отдельная достопримечательность Праги).

Обратный путь дался нам нелегко: мы решили ехать без остановок до Бреста, поэтому сильно устали. Остановились на ночь в той же гостинице, утром взяли попутчиков и снова двинулись в путь. Хотелось поскорее добраться до дома, поэтому ехали с минимальным количеством остановок и к концу путешествия были жутко уставшие, но довольные.

По Европе на автомобиле мы проехали около 5000 км, побывали в 4 странах и увидели много интересного в пути.

За все время путешествия полицейские нас останавливали дважды на территории России. В Европе мы видели их на дороге только 1 раз по пути в Дрезден. Мы соблюдали ПДД, поэтому штрафов никаких не было. Отличий в правилах особо нет. Все как у нас, а вот организация движения явно лучше. К примеру, в Праге на каждую полосу висит свой светофор. Это очень удобно, практически нет заторов на дорогах при плотном движении.

Если не считать оформления документов и расходы на техническое обслуживание машины, на поездку в Европу мы потратили на двоих около 30 тысяч руб. Обычный пакетный тур обошелся бы нам в 1,5-2 раза дороже, при этом путешествием такую поездку назвать было бы большим преувеличением.

Поездка в Европу на автомобиле – это возможность увидеть те места, которые не видят обычные туристы. Здесь вы свободны и сами выбираете куда вам ехать.

Источник https://mtblog.mtbank.by/av-na-avto-po-evrope-chto-vazhno-znat-opyt-puteshestviya-iz-minska-do-marselya-na-zhiguli/

Источник https://dorogi-ne-dorogi.ru/travel-ideas/puteshestvie-v-evropu-na-sobstvennom-avtomobile.html

Источник