В Черногорию на автомобиле: мой опыт, маршруты и советы
Из статьи вы узнаете, как ехать в Черногорию на машине из Москвы и других городов России. Поделюсь вариантами маршрута, расскажу про траты на них (бензин, платные дороги, отели и т.д.) и качество дорожного полотна, поведаю о ситуации на контрольно-пропускных пунктах стран, которые нужно будет проезжать. Вся информация в статье основана исключительно на личном опыте, поэтому можете быть уверены в ее правдивости и актуальности.
Важно! Друзья, после начала пандемии коронавируса я не ездил на авто из России в Черногорию. Если вы ездили, то поделитесь опытом в комментариях. Сама пандемия и закрытие границ весной 2020 года застали меня как раз в Черногории. С марта по август я жил в Будве. В начале августа 2020 года поехал на авто в Россию. Через Сербию, Венгрию, Словакию, Польшу и Беларусь. До Минска ехал с тремя ночевками, так как надо было остановиться в Будапеште на день по делам.
За основу взял маршрут в Черногорию на машине из Москвы, потому что сам стартовал из российской столицы. Думаю, доехать до златоглавой из любого города Центральной России для вас труда не составит.
Если вы ищете информацию о том, как поехать в Черногорию на машине из Санкт-Петербурга и других северных городов, то данная статья будет полезна для вас с момента попадания в Польшу. До нее маршруты из Москвы и Питера будут разниться. Первый идет через Беларусь, второй через Прибалтику.
Соответственно, если вы хотите поехать в Черногорию на автомобиле из Минска, то данная статья также будет для вас актуальной, потому что маршрут на 90% схож с тем, что проделал я, выехав из Москвы. Достаточно перейти на соответствующий подраздел статьи.
Скажу сразу, что вариант маршрута в Черногорию через Украину я не рассматривал, и в посте про него упоминать не буду.
При планировании путешествия в Черногорию на машине из Москвы и любого другого города советую сразу определиться по каким дорогам вы поедете: по платным или бесплатным. Есть три варианта.
- Везде, где только можно, ехать по платным дорогам. Платить за комфорт и быструю езду.
- Везде, где только можно, ехать по бесплатным дорогам и сэкономить несколько десятков евро.
- Проработать маршрут и решить, где платить за дороги, а где сэкономить.
Советую брать за основу первый вариант, но с небольшими оговорками, о которых обязательно расскажу во время описания маршрутов.
И прежде, чем приступить, сделаю еще одну оговорку. Составленные мною маршруты в Черногорию на машине не предполагают сильных отклонений. То есть такого: «А давайте еще в Прагу заглянем на денек, она тут всего в 300 километрах», не будет.
Наконец, для всех вариантов маршрута необходимо иметь шенгенскую визу. Даже если ее нет, рекомендую оформлять не транзитную визу, а полноценный шенген.
Маршрут в Черногорию через Беларусь, Словакию, Венгрию и Сербию
- Длина маршрута (Москва – Будва): 2 700 – 2900 километров.
- Платные дороги: Словакия, Венгрия, Сербия.
- Ночевок на маршруте: минимум 2.
По сути, все страны на маршруте уже указаны в подзаголовке и основные параметры я тоже отметил, поэтому просто опишу, что вас ждет в каждой стране. Одна страна — один подраздел, в котором расскажу про платные дороги, качестве асфальта, другие детали.
Важно! Попасть в Черногорию на авто из России задача хоть и несложная, но по времени весьма затратная – на дорогу туда и обратно у вас уйдет минимум 4-5 ночей. Поэтому если вы ограничены двумя неделями отпуска, покупайте билеты на самолет, а по самой Черногории катайтесь на арендованном авто, тем более, что услуга эта в стране недорогая. По ссылке все нюансы проката машин в этой стране.
Россия (Москва – Красная Горка, Смоленская область), день 1
- Расстояние: 450 километров.
- Время в пути: 5 — 5,5 часов.
- Платные дороги: есть, но можно избежать.
Из Москвы в братскую Беларусь ведет трасса М-1. Если повезет и столицу с ее Подмосковьем вы минуете без пробок, то далее никаких проблем возникнуть не должно. Правда, всегда на вашем пути может встать нелюбимый водителями «дорожный ремонт», но если попадется, его, увы, никак не миновать.
По данному участку ездил неоднократно, обычно без остановок на кофе и перекуры. Состояние дороги не идеальное, но вполне на уровне. Главное, что почти везде две полосы. Перед въездом в Беларусь советую заправить полный бак бензина, потому что у наших соседей цены на топливо хоть и не такие кусачие, как в Европе, но все же выше российских.
Беларусь (Красная Горка — Брест), день 1
- Расстояние: 600 километров.
- Время в пути: 5-6 часов.
- Платные дороги: нет.
Обычно на границе России и Беларуси отсутствует какой-либо досмотр, но ручаться, что его точно не будет, не могу. Иногда проводятся какие-то специальные мероприятия или просто бдительность повысить вдруг решат, но даже тогда границу вы наверняка пройдете быстро.
Далее начинается сплошная скукотища, потому что дорога до Бреста – 600 километров ровного двухполосного полотна с ограничением 120 километров в час практически на всем этом расстоянии.
Важно! Условно трасса М-1 в Беларуси платная, но для легковых авто с номерами стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз) есть скидка в размере 100%.
Про обед, думаю, не забудете, поэтому про него расписывать не буду :). Хотел бы порекомендовать хорошие кафешки на трассе, но не могу. Сам обходился либо тем, что брал из дома, либо же стандартными кофе и сэндвичем на заправке.
Ночевка в Бресте, где разместиться
Первую ночевку предлагаю сделать в Бресте. Заодно есть возможность осмотреть город (в первую очередь, Брестскую крепость). Знаю тех, кто во время поездки в Черногорию на автомобиле ставит перед собой цель доехать до Польши и пересечь границу. Но я думаю иначе и предпочитаю отдохнуть после дальней дороги и въезжать в Польшу ранним утром второго дня поездки.
Для решившихся остаться в Бресте, сделал подборку отличных апартаментов и отелей, в некоторых останавливался лично. Апарты советую искать на Airbnb — как получить скидку на первое бронирование. Возможно, скидкой не удастся воспользоваться сразу, так как она применяется к бронированию от 70-75 долларов, но как только такое у вас появится, скидку система обязательно даст.
Комната в коттедже рядом с трассой — вариант для переночевать без осмотра города. Татьяна — очень гостеприимная хозяйка. Комната расположена на первом этаже частного дома, в ней есть три кровати, рядом санузел, которым пользуются только гости. Есть бесплатная парковка, можно приезжать с домашними животными.
Апартаменты на Интернациональной 15 — просторная трехкомнатная квартира от хозяина Алексея. Во дворе бесплатная парковка, разрешается проживание с домашними питомцами. Отсюда пешком можно дойти музея паровозов и Брестской крепости.
Отели и гесты в Бресте с бесплатной парковкой
Даю только общее описание мест размещения, их фото и цены на ваши даты смотрите по ссылке.
Гостевой дом «Ирина» — оценка «Великолепно». Гестхаус оборудован террасой, бесплатной парковкой и тренажерным залом. Постояльцы особо отмечают чистоту и уют в номерах.
Родниковый гостевой дом — оценка «Великолепно». В гестхаусе есть бесплатная частная парковка, сауна и бассейн, но уже за дополнительную плату. Гости хвалят гостеприимство хозяев и комфорт в номерах. Категории номеров: апартаменты с двумя спальнями, люкс с двумя спальнями и номер-студия.
Hermitage Отель — оценка «Великолепно». Четырехзвездочный отель «Эрмитаж» находится в центре Бреста. При гостинице работает ресторан и спа-салон. К услугам гостей охраняемая парковка. Отличный вариант для погулять по ночному центра Бреста после поездки и если будет час-полтора на следующий день дойти/доехать до Брестской крепости.
Гестхаус «Владимир» — оценка «Великолпено». Хороший вариант для большой компании. Например, если вы едете на двух авто. Можете снять целый дом только под себя. С комфортом здесь могут разместиться до 11 человек.
Кстати, начиная отсюда, вся инфа актуальна и для тех, кто планирует путешествие в Черногорию на автомобиле из Минска.
Польша (Брест – граница Польши и Словакии), день 2
- Расстояние: 400 километров.
- Время в пути: 5,5 – 6 часов.
- Платные дороги: нет.
Не забудьте наполнить полный бак в Белоруссии и забудьте про бензин А-95 дешевле 1 евро.
В районе Бреста есть два контрольно-пропускных пункта.
- КПП Брест – Терасполь.
- КПП Домачево – Славатыче.
Через первый никогда в Польшу заезжал, еще с докризисных времен повелось, что данный КПП проблемный и на нем всегда большие очереди. Можете посмотреть в интернете онлайн-трансляцию с обоих КПП и выбрать, где меньше машин. Но сейчас мы поедем через Домачево (подсказка: за несколько километров до КПП есть заправка).
Прохождение границы Беларусь – Польша может занять как 10 минут, так и час. Причем время прохождения будет зависеть не от количества машин перед вами, а работы пограничников/таможенников на обеих границах.
В Польше приготовьтесь к неторопливой и долгой езде, потому что в сторону Словакии автобанов нет. И дорог с двумя полосами тоже почти нет. А еще куча населенных пунктов на пути с ограничением скорости 50 километров в час. Есть несколько вариантов проезда в сторону Словакии: какой из них вы выберете, особого значения не имеет.
Да, тем, кто собирается в Черногорию на машине из Санкт-Петербурга, с этого места можно присоединяться к остальным путешественникам и читать про маршрут. Проезд по этой части Польши – один из рабочих вариантов попадания в Черногорию по маршруту Питер – Будва или любой другой черногорский курорт. Первый вариант ведет через Варшаву и о нем расскажу во второй части статьи.
Словакия, день 2
- Расстояние: 130 километров.
- Время в пути: 2 часа.
- Платные дороги: есть, но можно не платить.
Словакия — та страна, при пересечении которой рекомендую не покупать право проезда по платным дорогам — виньетку. Но для тех, кто решится это сделать, расскажу, что недавно она стала электронной и ее можно приобрести онлайн или же на любой заправке после пересечения границы с Польшей.
Разницы в расстоянии и времени проезда по платным и бесплатным дорогам практически нет, а ехать по стране всего 130 километров. В обоих случаях качество дороги хорошее.
Совет! Если решитесь на покупку электронной виньетки и обратный маршрут из Черногории у вас будет таким же, купите ее на месяц. Потому что минимальный срок, на который покупается виньетка, составляет 10 дней, стоимость 10 евро. В него вы явно не уложитесь. Месячная виньетка стоит 14 евро.
Маршрут в обход платных дорог строится просто: Google Карты, Параметры, исключить: галка на пункте платные дороги.
Словакия пронесется так быстро, что даже заметить ее не успеете. Для тех, кто едет в Черногорию на автомобиле из Минска путешествие только началось, для москвичей же Словакия и Венгрия — экватор путешествия. Так что вперед!
Венгрия (граница со Словакией – Нови-Сад), день 2
- Расстояние: 400 километров.
- Время в пути: 4 часа.
- Платные дороги: есть.
Венгрия – приличный кусок путешествия, поэтому тут электронную виньетку советую приобрести. На 10 дней она стоит 2975 форинтов (11 евро), на месяц – 4 780 форинтов (18 евро). Покупается также в интернете. Тут есть подробная инструкция по покупке.
Через минут 20 после Мишкольца начинается платная трасса М3, которая ведет к Будапешту, затем, не доезжая до венгерской столицы, перестраиваемся на М0, с нее выезжаем на М5 и едем до самой границы в Сербией.
Если не были в Будапеште, то ночевку советую сделать именно тут. Посмотреть на город хотя бы глазком (маршрут по Будапешту на 1 день). Если же есть силы и желание быстрее попасть к морю, едем до сербского Нови-Сада. Про жилье в Будапеште читайте тут.
Граница из Венгрии в Сербию обычно проходится быстро: у меня уходило от 20 минут до часа. Проходил я ее раз 5-6 в разное время года и время суток.
Сербия (Нови-Сад – Добраково), день 3
- Расстояние: 400 километров.
- Время в пути: 6 часов.
- Платные дороги: есть.
В Нови-Саде рекомендую одни из этих апартаментов. Лично в них останавливался, поэтому ручаюсь. Напоминаю, что если вы зарегистрированы в сервисе Airbnb, то можете получить скидку на первое бронирование. Тут рассказываю как это сделать.
Квартира-студия прямо в центре — полностью отремонтированная студия, небольшая, но все необходимое имеется, а также бесплатная парковка под окном. При этом до самого центра города идти пешком пару минут. Хозяйка говорит по-русски, что немаловажный плюс для тех, кто не дружит с языками. Подходит для пары и ребенка (диван + кресло-кровать)
Квартира со спальней рядом с центром — вариант не в самом центре, но со своим подземным гаражом и недалеко от рынка. Вариант для 2-3 человек (кровать + диван).
Квартира-студия — в данном варианте заявлена бесплатная парковка, но на самом деле прямо под окнами ее нет, искать местечко нужно на соседних улицах. Квартира совсем небольшая, рассчитана максимум на двоих человек.
Отели в Нови-Саде
Кому привычнее жить в отелях, приведу несколько вариантов с высокими оценками постояльцев (отели бронируются на Букинге).
Hotel Fontana — оценка «Превосходно». Отель три звезды со своим подземным паркингом. В стоимость включен завтрак. Сама гостиница расположена в 100 метрах от исторического центра города.
Panorama City Inn — оценка «Потрясающе». Мини-гостиница расположена в центре Нови-Сада, работает круглосуточная стойка регистрации, есть завтрак и бесплатная парковка.
Prezident Hotel — оценка «Превосходно». Пятизвездочный отель недалеко от центра с бассейном и фитнес-залом. В стоимость номера включен завтрак. При этом цена за сутки для 5-звездного отеля очень симпатичная. Обратите внимание.
Важно! Теоретически любой иностранец, который приехал в Сербию, должен зарегистрироваться по месту жительства и получить так называемый белый картон. Однако на практике из-за одного дня к вам никто придираться не будет. В случае возникновения вопросов (маловероятно, но мало ли) говорите, что едите транзитом в Черногорию.
О платных дорогах Сербии
В Сербии ни обычных, ни электронных виньеток нет. Плата зависит от пройденного расстояния. То есть въехал на платный участок, взял карточку, перед выездом с него оплатил на пункте оплаты. Например, от границы с Венгрией до Белграда плата составит 630 сербских динар.
От Белграда советую ехать по новой дороге, которая не всегда отображается на картах Google. Она ведет от Белграда к Ужице через Лиг, Чачак и Пожегу, но пока не полностью открыта. На зиму 2020 года трасса идет до Чачака. За участок Белград — Чачак с легковых авто берут 420 динар.
После Чачака начинаются горы, которые будут сопровождать вас до самой Будвы, поэтому средняя скорость движения заметно снизится. По правую руку останется Национальный парк «Тара», деревня Эмира Кустурицы и Златибор. Обязательно запланируйте путешествие и сюда. Здесь можно провести целую неделю, совместив данную часть Сербии с Боснией (Вишеград, Сараево).
Черногория (Добраково – Будва), день 3
- Расстояние: 200 километров.
- Время в пути: 3,5 – 4 часа.
- Платные дороги: нет.
Сербско-черногорская граница обычно проходится очень быстро. Однажды сербский пограничник даже паспорт смотреть не стал: увидел, что российский и махнул рукой, мол, проезжай.
В самой Черногории начинаются еще более крутые, чем в Сербии, серпантины. Не знаешь куда смотреть: то ли на дорогу, то ли по сторонам. Бытует мнение, что дороги в Черногории опасные. Не соглашусь. Как-то пришлось ехать в грозу и в темноте по серпантинам как раз от сербской границы в черногорский Бар. Да, было не очень комфортно из-за дождя стеной и темного времени суток, но доехал без проблем. Раз уж вы решились поехать на автомобиле в Черногорию из Москвы или какого другого города, то предполагается, что хотя бы минимальный опыт вождения у вас есть.
Дорога до Подгорицы идет одна, а затем есть два варианта.
- Поехать через Скадарское озеро и тоннель Созина.
- Поехать через Цетине и спуститься с гор сразу в районе Будвы.
Если вы едете в Бар, Сутоморе или Ульцинь, то однозначно езжайте через Скадарское озеро. Только имейте в виду, что проезд по тоннелю платный: 2,5 евро с легкового авто.
Если едете в Будву, Тиват или Котор, то есть смысл ехать через Цетине.
Маршрут на карте Google
Описанный выше маршрут отразил на карте Google. Найдете на карте все важные отметки, чтобы подробнее о них прочитать нужно кликнуть по маркеру. Данную карту можно использовать прямо во время поездки при наличии интернета (недорогая симка для Европы) или же взять за основу и загрузить в навигатор.
Как ехать домой?
Точно таким же маршрутом, если времени на обратную дорогу мало. Если время в наличии есть, то можно поехать в Россию совершенно новым маршрутом, тем самым сделав круг. С ним я познакомлю вас в следующем разделе статье, только буду рассказывать в обратном порядке: вновь из Москвы в Будву.
Хотите оставаться с мобильным интернетом и на связи в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и так далее? Закажите универсальную симку путешественника Drimsim. Ее доставят в ваш город. Работает в 197 странах. Платите только за мегабайты и минуты, которые потратили.
В Черногорию через Беларусь, Польшу, Чехию, Австрию, Словению и Хорватию
- Длина маршрута (Москва – Будва): 3 000 километров.
- Платные дороги: Польша, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия.
- Ночевок на маршруте: минимум 2.
Данный маршрут также актуален для тех, кто соберется в Черногорию на автомобиле из Минска и еще более актуален для путешественников, решивших поехать в Черногорию их Санкт-Петербурга. По нему лично я ездил не полностью, а лишь частично, поэтому будет больше сухих деталей, без подробного описания. Если захотите поделиться своим опытом о любом из описываемых в маршруте участков дороги, милости прошу в комментарии.
Россия и Беларусь (Москва — Берестовица), день 1
- Расстояние: 1 000 километров + 50 километров до польского Белостока.
- Время в пути: 11- 12 часов.
- Платные дороги: нет.
Начало второго маршрута из России в Черногорию отчасти совпадает с первым, поэтому про дороги в России и Беларуси повторяться не буду. После Барановичей уходим с трассы М-1 к польской границе. Наша цель КПП Берестовица – Бобровники.
Если в дороге не было особых пробок, до Барановичей вы доедете быстро, а онлайн-камера покажет, что на границе нет больших очередей, советую ночевать в польском Белостоке. В обратном случае заночуйте в Барановичах или каком-то другом населенном пункте ближе к границе с Польшей.
От границы до Белостока ехать 50 километров и около 40 минут.
Отели в Белостоке (привел только те, где можно заселиться даже ночью, так как в Польше распространенное явление, когда после 10 или 11 вечера гостей уже не заселяют). Также во всех отелях есть бесплатная парковка на территории.
Willa Marcella De Lux — оценка «Превосходно». Бюджетный, но очень приличный отель как раз для тех, кому нужно провести ночь в комфортных условиях. Завтрак включен в стоимость номера. Сутки на двоих человек стоят в пределах 30-40 евро. Отзывы отличные.
Hotel Leśny — оценка «Превосходно». Отель на окраине Белостока с включенным в стоимость завтраком, который высоко оценили гости. Постояльцы отмечают удобное расположение отеля и работу персонала. Стоимость стандартного номера на двоих взрослых — от 40 до 55 евро за ночь.
Hotel Royal & Spa — оценка «Превосходно». Спа-отель 4 звезды в самом центре города. Пешком можно дойти до всех основных достопримечательностей. Улучшенный двухместный номер на двоих за ночь обойдется от 50 до 70 евро в зависимости от сезона и акций. В стоимость включен завтрак.
Польша (Белосток – граница с Чехией), день 2
- Расстояние: 580 километров.
- Время в пути: 5,5 – 6 часов.
- Платные дороги: есть.
Скоростные магистрали перемежаются с обычными дорогами, на которых то и дело будут попадаться городки, деревни и села, поэтому запаситесь терпением. В Польше платные участки дорог оплачиваются в зависимости от пройденного расстояния, то есть никаких виньеток покупать не нужно.
Чехия (граница с Польшей – граница с Австрией), день 2
- Расстояние: 230 километров.
- Время в пути: 2 часа.
- Платные дороги: есть.
Перед началом движения по дорогам Чехии не забудьте приобрести виньетку: на границе с Польшей или на любой первой попавшейся АЗС. Виньетка на 10 дней стоит 310 чешских крон (12 евро), на месяц – 440 крон (17 евро). Виньетку необходимо наклеить на лобовое стекло автомобиля.
Важно! При покупке на границе обратите внимание, не берут ли с вас комиссию, так как этим грешат некоторые продавцы. Оптимальный вариант: приобрести виньетку на заправке и расплатиться банковской картой.
Австрия (граница с Австрией – граница со Словенией), день 2
- Расстояние: 315 километров.
- Время в пути: 3 часа.
- Платные дороги: есть.
Аналогичная история с виньетками: на 10 дней – 9 евро, на 2 месяца – 26,2 евро (на месяц, увы, виньетки нет). Приобрести виньетку можно как на АЗС, так и в интернете (с 2018 года).
Одно неудобное но: начало срока действия виньетки при покупке онлайн можно выбрать не ранее, чем через 18 дней. То есть если вы будете проезжать Австрию 18 июня, купить электронную виньетку можно будет до 1 июня, после уже нет.
Инструкция по прикреплению виньетки (если вы приобрели обычную, а не электронную) нанесена прямо на ней.
Словения (граница со Словенией – Загреб), день 2
- Расстояние: 130 километров.
- Время в пути: 1,5 часа.
- Платные дороги: есть.
Участок пути через Словению по дороге в Черногорию очень короткий (около 60 километров) и проходит через платные дороги. Виньетка на 7 дней стоит 15 евро, на месяц – 30 евро. Платить наверняка захочет не каждый. Платные дороги можно исключить из маршрута. Правда, вместо 40 минут по Словении ехать придется 80.
Сразу после пересечения границы с Хорватией (обладателям шенгенской визы для поездки в Хорватии больше ничего оформлять не нужно) начинается платная дорога А2 Macelj – Zagreb. За проезд легковому авто нужно заплатить 48 хорватских кун (6,5 евро). Принимаются евро, но сдачу дадут в местной валюте. Также можно оплатить банковской картой.
Вторую ночевку вашего путешествия в Черногорию на машине предлагаю провести в столице Хорватии – Загребе. Город очень колоритный и незаслуженно обделен вниманием.
Вот несколько отелей с бесплатной парковкой и недалеко от центра, чтобы вы могли хотя бы несколько часов прогуляться по хорватской столице.
Marulic Square Garden — оценка «Великолепно». Шикарные апартаменты в самом центре хорватской столицы. В данном варианте за парковку необходимо будет заплатить отдельно.
Apartman Roda — оценка «Великолепно». Апартаменты находятся в 10 минутах ходьба от главного собора Загреба. Максимальное число гостей — 4 человека. Стоимость одной ночи для двоих человек — от 45 евро и выше.
Best Western Premier Hotel Astoria — отель «Превосходно». Отель в самом центре Загреба с завтраком. Работает круглосуточная стойка регистрации, есть ресторан и бар, во всех номерах есть кофеварка. Постояльцы особо отмечают работу персонала и месторасположение гостиницы.
Хорватия и Черногория (Загреб — Будва), день 3
- Расстояние: 680 километров.
- Время в пути: 8 – 8,5 часов.
- Платные дороги: есть + паромная переправа.
Последний день путешествия в Черногорию на машине из Москвы. Проедемся вдоль всего побережья Хорватии, мимо таких курортов, как Задар, Шибеник, Сплит, Макарска, Дубровник. Хотя есть второй вариант – часть пути проехать по Хорватии, часть по Боснии. В этом случае минуете паромную переправу в Боко-Которской бухте и спуститесь с гор в районе Котора. Если ваша цель Херцег-Нови, то однозначно едем по Хорватии, если все, что южнее, то выбирайте на свой вкус.
Я проехался по всему хорватскому побережью, останавливаясь на ночь или две во всех вышеперечисленных хорватских городах. Поэтому рекомендую именно этот вариант маршрута. Одно но: если захотите проехать быстро, то придется платить. Платный участок трассы Загреб – Сплит – Дубровник обойдется для легкового автомобиля в 232 куны (31 евро).
Хорватско-черногорскую границу пройдете быстро. Теперь останется проехать до паромной переправы (тариф для легковушки 4,5 евро), и через Тиват добраться до Будвы.
Маршрут на карте
Маршрут разделен на три части, соответствующие дням путешествия: Москва — Белосток, Белосток — Загреб и Загреб — Будва.
Вы можете использовать оба маршрута. Например, поехать в Черногорию первым, а в Россию вернуться вторым. Заодно выберете лучший для себя и в будущем будете знать, как удобнее и быстрее доехать в Черногорию на машине.
Статья вышла большая. Возможно, во время написания мог упустить какие-то нюансы, поэтому не стесняйтесь задавать в комментариях вопросы по маршрутам. Постараюсь ответить оперативно. Желаю ровных дорог, попутного ветра и отличного отдыха в солнечной Черногории.
Влюбленный в Черногорию, Игорь Озин.
Присоединяйтесь к моему Ютуб-каналу Двое в тачке, не считая собачки 🤪.
Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru.
Не забудьте про страховку для путешественника. Выбрать полис.
Добавить комментарий Отменить ответ
Спасибо большое, очень полезно. Подскажите, если поехать через ХОрватию не по платной дороге — на сколько дольше будет путь? Выбираем между двумя маршрутами из Черногории в Будапешт, и пока никак не можем определиться
Озин Игорь автор
Ольга, путь будет больше примерно в полтора раза. Например, по платной дороге Будапешт — Сплит ехать 7 часов, по бесплатной — 11,5 часов. Данные с Google Maps.
Здравствуйте. Спасибо за интересную, содержательную статью. Собираемся в августе по вашему маршруту в Черногорию из Москвы. Первую ночевку планируем в Бресте, вторую — в Будапеште. Подскажите, какую визу лучше оформлять и почему? Заранее спасибо
Добрый день. Спасибо за очень подробную статью.
Спасибо большое запознавател ную статью 💡 так как сами собираемся ехать в июле из Питера в Будву. Собираем так сказать честный опыт бывалых. Спасибо.
Озин Игорь автор
Отличного вам путешествия!
Игорь, здорово , Вы все рассказали ,если Вы не против , дам инфу ,что после Дзержинска ждем поворот на право , это 150 км приблизительно , «СЛОНИМ» ,далее по указателям , и ,о чудо граница ! Внимание ! Запрвка «Газпромнефть » , далее переход границы через 500 метров , проходим 2 граници за 1 час макс, но не забываем о том , что между границами есть «Dute Free» ,Вас туда отправит инстинкт , господа Поляки знают об этом , по этому половина того , что Вы купили , остается как бы у них ( см.норм провоза табака и алко на территор шенгена) , ура ! Мы когда «честно» или нас избавили от вредных привычек ( алко, табак, бутерброды еще в мск сделанные) в’ехали на территорию «панов поляков » , мой совет , не нарушать скоростной режим, после границы их очень много , далее до 2 круга «Grobovniki » на право по главной дороге до светофора , на светофоре налево , 50 метров на право ,»Warsawa,» нам туда ! Перед окружной Варшавы , главное не проскочить с’езд на право , я его проскочил месяц назад , ехал через город , оч.утомительно! Сильно все перестроили , не был там 3 года , еще немножко ,еще чуть чуть , наша цель » Piotorkow Ttrybunalski» , где то там ищем ночлег , а лучше заранее забронировать, с точным адресом в навигаторе, просто с дороги, можно запросто проскочить, обычно отели имеют заезд со скоростной дороги , задолго ответвление на право , бывает , что ты видишь куда , но приходиться ехать дальше, до разворота . Ночлег без посиделок, лучше не пить ни чего спиртного, утром Вас лекго могут остановить и продуть, особенно любят авто с «rus» , в чехии полиция передвигается на скрытых авто с тонированными стеклами , на скоростной дороге догоняет ,равняется по скорости , смотрит , есть ли у Вас виньетка, все норм , проходит дальше , если нет , то остановка, продувка , выписка штрафа и тд и тп . Штраф за без виньетки большой , но можно оплатить картой , будут скидки , причем значительные , от оплаты наличными, карту принимают прямо в багажнике их авто , там стоит валидатор . Совет , купите виньетку сразу после пересечения границы Польши и Чехии , первая заправка через 3-5 км , оплата лучше картой .Всем хорошей дороги ! Есть вопросы , пишите , 3 недели назад вернулся из MNE в МСК
Озин Игорь автор
Спасибо за комментарий!
Игорь , добрый вечер ! Я так понял , что Вы не использовали маршрут по автобану , сразу через Боснию (Мостар) и дальше на Дубровник ?
Озин Игорь автор
Юрий, добрый день! Проезжал Боснию только где Неум, через Мостар не ездил.
Игорь, добрый день!
Собираемся семьёй в путешествие в Черногорию. Хотелось бы узнать какую визу лучше оформлять.
Огромное спасибо , за информацию . Вопрос, кто ни будь ездил по дороге из МNE—HR, которая выходит через BH минуя Дубровник и эту нудную дорогу вдоль побережья, на скоростной автобан в направлении SLO, говорят ,что там есть выход , но качество дороги ( 150-200км ) не очень хорошее , мягко говоря , кто ездил , ответьте пожалуйста , в сентябре еду из Будвы , местные , как всегда не в теме… Спрашиваю, потому , что всегда езжу по длинной но быстрой дороге , москва- польша -чехия -австрия -словения- хорватия -босния-хорватия-черногория , время в пути 2 дня , раскладываю по 1600 км в день , есть у кого другие варианты ? Всем спасибо .
Татьяне!
Если вы едете в МNE, то Вам, нужно сделать мультиВизу , так как вы будете пересекать 2 раза Шенген ( хорватия босния хорватия ) и не важно , что граница в расстоянии 2 км , только мульти ,Вам поможет не испортить отдых, хотя может быть у вас другой маршрут , все зависит от того как быстро Вы хотите быть в MNE
Ольге и Татьяне ! Вы едете не смотреть однообразную дорогу , Вы уже видете себя и своих детей на пляже , о чем речь ? Еще одна (3) ночевка ? Зачем . Собрались и поехали , меньше курим , пьем кофе , туалет сокращаем , и Вы в 23-24 часа стоите на пароме в Тиват , 15 мин и Вы в Тивате , еще 30 мин и Вы в Будве. Ура . , но у Вас вечером ощущение , что Вы как бы в Черногории , а утром что Вы как бы приехали в Крым , и вот не совсем понятно , до Крыма 1300, ,а до Черногории 3000 и в чем разница ? Выбирайте свой отдых сами , в Черногории есть очень хорошие места и побережья , читайте отзывы ,хорошего Всем отдыха ! Мульти дают быстро французы , мин на 6 мес
Игорь, добрый вечер! К сожалению или к счастью ,опять предстоит ехать на машине из мск в мne, как обычно в сомнениях , Вы через Венгрию ездили ? Если ,да , напишите пожалуйста , сколько времени в пути , как дорога ? Спасибо огромное !
Игорь, добрый вечер! Перечитал ваш маршрут через венгрию , реально его пройти за два дня , с учетом дорог ? Вы понимаете о чем ,я ? Я тоже не однократно ездил в черногрию, и при этом 2 дня в пути ,выехал в 5 утра , прошел 1600 км , переночевал и далее до Столива , в 23-24 уже там , но дорога позволяет так ехать, до с’езда с платной дороги на Дубровник , ну ,а потом немножко утомительно ,но тем не менее 1 ночевка! Через венгрию , так получится ?
Озин Игорь автор
Юрий, добрый вечер! В Венгрии с автобанами все ок — едешь быстро. Но вот по Польше ехать долго в сторону Словакии. Или вы имеете ввиду в Венгрию после Австрии свернуть? Я 10 дней назад ездил Будапешт — Белград — Бар. Но не торопясь, останавливался в Белграде, потом в нацпарке Тара, поэтому по скорости не смогу сориентировать.
В Черногорию с детьми на Mercedes. Неожиданные нюансы автомобильного тура
Продолжаем собирать интересные маршруты для автопутешествий от наших читателей. Хотите рассказать о своей поездке? Присылайте истории на ga@onliner.by. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия. Рассказывать можно много о чем. До пандемии в течение четырех лет семья белорусов (двое взрослых и дети 12 и 10 лет) самостоятельно ездила в Хорватию на автомобиле. Самой дальней точкой их путешествий была Макарска. Говорят, были на Истрии, в районе Шибеника, Брела и так далее. Всегда оказывались в разных локациях, но никогда не доезжали до Черногории. В 2022 году решили исправить эту несправедливость, отправившись в тур на Mercedes Vito.
Вена, Австрия
В этом сезоне из-за позднего открытия визы мы не нашли жилья в Хорватии, которое устраивало бы всех путешественников. Но зато был свободный дом в Будве. Туда-то мы и отправились. Привычный маршрут до Хорватии менять не стали и выбрали максимально комфортные дороги, хоть и с платными участками. До Варшавы помучились, а потом до Вены — на одном дыхании. Чешскую виньетку для платных дорог покупали на месяц, австрийскую — на 7 дней по дороге туда и на такой же срок на обратном пути (так выходит чуть дешевле). Трассы в Словении — самый маленький кусочек пути, а дорога самая дорогая. За проезд по Хорватии нужно платить в зависимости от километража.
Первую остановку решили сделать в Вене, хотя много раз проезжали мимо. Вообще, отношение к Австрии у меня было субъективно негативное из-за давней автомобильной поломки именно в этой стране. Но, как оказалось, Вена — это нечто. После долгой дороги мы очутились в этом изобилии красоты. Нам не хватало времени, чтобы насладиться этим городом в полной мере.
Людей действительно много, почти нет многоэтажек, все дорого: за маленькую пиццу в кафе и колу 0,33 пришлось отдать 25 евро, такси от отеля обошлось в 40—50 евро (20 км пути). Отель был обычным, но размещался прямо возле трассы. Бонус — соседство с Shopping City Sud. Утром мы решили поехать в Seegrotte — самое большое подземное озеро в Европе. Хорошо, что взяли детям худи, температура там опускалась до весьма прохладных +9. С другой стороны, было приятно очутиться там после +34 на улице. На тур по озеру потратили 30 евро за всю семью.
Сплит, Хорватия
Следующая остановка — хорватский Сплит, душный перегруженный город. Решили переночевать там, потому что были наслышаны про финальные 300 км до Черногории. Старый город красив, но разглядеть его среди толп людей было сложно. Сложилось ощущение, что Сплит — это не та Хорватия, в которую мы влюблены.
За 100 км до Дубровника автобан закончился. Началась дорога по равнине, внутри гор. Сколько фруктов и овощей в долине! Затем дорога вывела нас к морю. Ехать — одно наслаждение: высоко, красиво.
Автопутешественников стоит предупредить о возможных пробках на транзитных границах. Дорога вдоль побережья одна, а стран несколько. У Боснии есть выход к Адриатическому морю в районе города Неум. Чтобы из северной части Хорватии попасть в южную, нужно либо объезжать по полуострову, либо продолжать движение по E65/M2, но дважды за 10 км пересекать границу. Вскоре на горизонте показался тот самый Дубровник — точь-в-точь как на открытках.
Чтобы после выезда из Хорватии попасть на прибрежный юг Черногории по той же дороге, нужно объехать почти весь Которский залив. А это 45 км, или два с половиной часа. Но есть прекрасная альтернатива — паром, который доставляет на другой берег за 10 минут. Еще немного — и мы въезжали в Будву.
Будва, Черногория
Дом, в который мы заселились, очень понравился. Там было все: в каждой комнате по кондиционеру, посудомойка, два санузла, сад, беседка, кот и три черепахи. Совет: если едете в частные апартаменты, берите с собой гостинцы. Хозяевам очень приятно. Дом находился в пяти минутах от набережной. Но на пляж мы ходили подальше, около 700 м. Все из-за дороги: через парк, вдоль гор, через скалу. Ну и мимо рынка. Цены там разные. Запомнилось, что огурцы продавали по 4 евро, а местный вкуснейший виноград — всего по 3,5; за рыбу дораду просили 13 евро, за большие креветки — 20, а за килограмм сушеных белых грибов ни много ни мало 300.
Старый город в Будве совсем небольшой. На набережной много незаконченного строительства, прямо сейчас на первой линии строятся отели. Основа отдыхающих — сербы, черногорцы, боснийцы, немного украинцев и русских, белорусов встретили только на морской прогулке. За все путешествие заметили всего одну машину с номерами РБ. В целом курорт очень молодежный, после обеда на пляже не то что покрывало, невозможно было даже полотенце постелить.
В один из дней мы отправились на катере на остров Святого Николая напротив Будвы, на пляж Hawaii. Там были кафе, лежаки, пляжи на разный вкус. Вход в море без специальной обуви для купания довольно опасен.
Другой день посвятили морской прогулке по Которскому заливу с остановками. За дополнительную плату отправились в Голубую лагуну, но пожалели: много людей в воде и на катерах, было страшно, что какая-нибудь лодка собьет купальщика, да и дорога заняла больше времени, чем нахождение в лагуне.
Был еще один мини-тур. Заглянули в католический храм на острове, покупались в городе Герцег Нови, были на интереснейшей экскурсии в городе Котор. На протяжении всего этого маршрута видели информационные стенды на сербском, английском и русском. Поняли, что на Котор смело можно выделять целый день. Эта поездка обошлась нам в 100 евро плюс недорогие входные билеты в храмы.
Также за день до отъезда побывали в поселке на острове Свети Стефан. Очень живописные ухоженные пляжи. Раньше за визит туда надо было платить около 100 евро. Сейчас пляжи бесплатные и при этом немноголюдно — наверняка из-за мелкой гальки. Дорога вдоль моря от бывшей тюрьмы (в настоящее время — престижный закрытый отель) к королевскому пляжу просто невероятная: сосны, скалы и чистейшее бирюзовое море. Омрачила эту поездку только стоимость стоянки: за простую легковушку просят 3 евро, а за автобус (полноценный или бус — без разницы) — уже 10. Такие цены порождают серьезные пробки: люди не хотят платить и ставят авто вдоль дороги. Вывод: лучше ехать на целый день на водном или обычном такси.
Дорога домой
Путь назад проходил через десять стран. Домой решили ехать по другой дороге. Прошли черногорскую границу и увидели приветствие на сербском. Были слегка шокированы от того, в каком состоянии находятся населенные пункты и дороги этой страны. Таких грязных обочин мы не видели нигде, автомобильной инфраструктуры — никакой, на трассах встречаются коровы, про качество покрытия вообще лучше промолчать. Ехали по навигатору и слишком поздно обнаружили, что не выключили мобильный интернет. В итоге белорусский оператор списал около 300 рублей. Так что не повторяйте эту ошибку.
В Боснии и Герцеговине выдохнули с облегчением. Но дорога по Хорватии была омрачена пробками, появившимися из-за наплыва туристов. Например, на границе Хорватия — Словения мы простояли два часа. Это при том, что паспорта у граждан ЕС не проверяют, только у нерезидентов — таких, как мы. Потом была ночевка в отеле в чешском Микулове (176 евро за семью), которая просто спасла нас после такой сложной дороги. Остаток пути проехали легко. В 19 были на литовской границе, а в 20 — уже дома.
Если честно, Черногория «не зашла» ни мне, ни детям, а вот мужу понравилось. Мне курорт напомнил Болгарию в 2021 году, когда после пандемии все было в полузаброшенном состоянии. Также следует добавить, что в высокий сезон ехать в Черногорию не стоит — людей много, очень жарко, а Адриатика холодная всегда.
Источник https://montegora.ru/v-chernogoriyu-na-mashine.html
Источник https://auto.onliner.by/2022/08/23/v-chernogoriyu-s-detmi-na-mercedes
Источник